Информация от учителя-логопеда

Вас приветствует учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Надежда Петровна Лиходед

 

 

 

Делаем дыхательную гимнастику правильно!


Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции,необходимо также научить ребенка правильно дышать.Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не нудувались (сначала можно прижимать их ладошками).Упражнения нужно повторять не более 3-5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.

"Пузыри в воде". Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам,губы в широкой улыбке - легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.

"Свеча". Ребенок делает ровный, медленный выдох - пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

"Погаси свечу". Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков:"фу-фу-фу".

"Погрей ладошки". Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе:"х-х-х".

"Цветочный магазин". Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а на выдохе произнести:"Ах, как пахнет!".

"Снежные занавески". Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам.Открывает широко рот,удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.

"Карандаш". Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.

"Костер". Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать "угасающий" костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.

 

 

Лексические и фонематические темы января

 

 

В январе мы изучаем:


3-я неделя – «Звуки Д-Дь. Буква Д», «Звуки Т-Д», «Животные жарких стран»
4-я неделя – «Звуки Ть-Дь», «Звук и буква Г», «Семья»

«Звуки Т-Д, Ть-Дь»
Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (формирование общей координации движений под ритмичную музыку).
Взрослый звенит бубном, а ребенок под звон бубна бежит. Затем взрослый стучит в бубен, ребенок под эту музыку марширует. Игра повторяется несколько раз.
Задание 2. Упражнение «Кулачки — ладошки» (развитие динамического праксиса рук).
По заданию взрослого (по образцу, устной инструкции) ребенок выполняет следующие движения правой, а затем левой рукой: сжимает руку в кулак, показывает ладошку и т. д.
Задание 3. Дифференциация звуков [Т] — [Д].
Назвать первый звук в именах детей:
Таня, Толя, Тамара; Даша, Дуня, Данила.
Сравнить артикуляцию звуков [Т] и [Д] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [Т] и [Д], их обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:
т, д, д, т, т...; та, да, ду, ту, ты...; Таня, Даня, туфли, вода, молоток...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
та-да, то-...; да-та, ду-...
Повторить за взрослым серию слогов:
та-та-да; да-да-та; да-та-та; та-да-да; да-та-да; та-да-та.
Дидактическое упражнение «Составь слово»: взрослый по слогам произносит слово, а ребенок называет его целиком.
Са-мо-лет, то-по-ры, то-ва-ри-щи, до-ро-га, за-са-да, ду-би-на...
Взрослый произносит ряд слов и просит ребенка назвать лишнее слово (по наличию в словах звуков [Т] и [Д]):
туфли, дом, дорога, дуб; топор, дрова, труба, ток.
Задание 4. Из ряда картинок выбрать те, названия которых начинаются на звук [Т] ([Д]); игры с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Подобрать слова со звуками [Т] и [Д], определить место звуков в словах (при затруднении использовать карточку и синие кружки, с колокольчиком и без).
Вспомнить загадки на звуки [Т] и [Д] (см. темы № 7, 10).
Заменить звук [Т] на звук [Д] в словах. Какие слова получились? Придумать с ними предложения:
том — дом, точка — ..., тачка — ...
Исправить ошибку. Какие звуки перепутаны?
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Мальчик уточкой ловит рыбу. Удочка плывет по озеру.
Задание 5. Дифференциация звуков [Т'] — [Д'].
Назвать первый звук в словах Тима, Дима.
Сравнить артикуляцию звуков [Т'], [Д'], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:
ть, дь, дь, ть...; тя, дя, ди, ти...; Тимур, Денис, девочка, тигр...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
тя-дя, те-..., ди-ти, ти-..., дю-...
Повторить за взрослым серию слогов:
тя-тя-дя, дя-тя-тя, дя-тя-дя, тя-дя-дя, тя-дя-тя, дя-дя-тя.
Дидактическое упражнение «Составь слово»:
те-ле-фон, те-ле-ви-зор, де-ре-во, Ди-му-ля...
Задание 6. Из ряда картинок ребенок должен убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т'] и [Д']), взрослый при этом картинки не называет:
телевизор, диван, тигр, телефон.
Дидактическое упражнение «Подари подарок Тиме и Диме» (подобрать слова со звуками [Т'] и [Д']).
Заменить звук [Т'] на звук [Д'] в словах. Какие слова получатся'! Придумать предложения с этими словами:
тело — дело, тень..., Тима..., тина...
Задание 7. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].
Назвать звонкие согласные звуки, глухие согласные; назвать твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т'], [Д']).
Выучить скороговорки:
Сидит тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревятами.
На дворе трава,
На траве — дрова.
Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т'], [Д']), а ребенок поднимает соответствующую букву.
Упражнение для развития координации речи с движениями:
— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух ду-ду!
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала.
— Ду-ду-ду...
(Ребенок имитирует игру на дудочке.)
Задание 8. Звуковой анализ и сравнение слов.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку, преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Тима — Дима, том — дом.

«Семья»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);
— предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ... .
Задание 3. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .
Задание 4. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка.
Задание 5. Дидактическая игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.

Задание 6. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Старший — (младший), большой — ..., молодой — ... . Старше — (моложе, младше).
Задание 7. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
Задание 8. Упражнение для пальчиков.
Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик — бабушка,
этот пальчик — папочка,
этот пальчик — мамочка.
а это я.
Вот и вся моя семья!
Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого
Сжать руку в кулак несколько раз.
Задание 9. Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья»

Готовим руку к письму

 


Наверное многие родители с этим согласятся, первоклашке труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи,причины здесь в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малышей быстро устают.
К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме.Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Ребята разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручиваются в виде бусины, конец ее приклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами.
Очень полезны для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдавайте предпочтение простым или цветным карандашам.
Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок "ходит" по ним, отмечая свой путь карандашом.
Используйте картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Или нарисуйте несколько рядом точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложите ребенку шаблоны их соединения.
Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные - обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.
Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату.
Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так - продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия работы.
Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой ее части. Пусть малыш украсит весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок - середину можно заполнить крестиками, лепестки - точками, землю - вертикальными штрихами, небо - горизантальными штрихами.

Терпения и успехов вам и вашему ребенку в трудном деле подготовки к обучению письму!

Лексические и фонематические темы декабря

В декабре мы изучаем:
1-я неделя – «Звук и буква С», «Звук Сь. Буква С», «Зима»
2-я неделя – «Звуки С-Сь. Буква С», «Зимующие птицы», «Звук и буква З», «Дикие животные зимой»
3-я неделя – «Звук Зь. Буква З», «Звуки З-Зь. Буква З», «Мебель»
4-я неделя – «Звуки Сь-Зь», «Звуки С-З», «Посуда», «Звуки В-Вь. Буква В», «Новый год»

"Звуки С-З".
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать рифму к предложенным словам:
мак (рак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина), бочки (кочки, замочки) и т. д.
Задание 2. Дифференциация звуков [С] — [З].
Назвать первый звук в именах:
Саня, Соня, Софья; Зоя, Захар.
Сравнить артикуляцию звуков [С] и [З] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»), вспомнить характеристику звуков [С] и [З], символы и обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:
с, з, с, з...; са, за, зо, со...; санки, золото, зубы, коса, коза, нос...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
са-за, со-...; зо-со, зу-...
Повторить за взрослым ряд слогов:
са-за-за, за-са-са, за-са-за, са-за-са, за-за-са, са-са-за.
Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов):
са, мо, лет; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк...
Задание 3. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):
с, у, п; с, о, к; з, у, б, ы; к, о, з, ы; р, о, з, ы; с, у, м, к, а.
Закончить слово нужным слогом:
СЫ, ЗЫ: ва..., но..., ко..., та..., бу..., гро..., бере..., ча...
Какое из слов можно закончить слогом -сы и слогом –зы?
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [З]):
санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.
В каком слове встречаются оба звука?
Заменить звук [С] на звук [З] в словах. Какие слова получились? Составить с ними предложения, используя изученные предлоги:
соя — Зоя, сайка — ..., сахар — ..., суп — ...; коса — ..., лиса — ..., косы — ...
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С] и [З] (см. темы № 25, 26).
Задание 4. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [С] и [З].
Вспомнить как можно больше слов со звуками [С] и [З], по возможности подобрать к ним рифму.
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С] и звуком [З].
Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идет в лес. Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.
Задание 5. Дифференциация звуков [С'] — [З'].
Назвать первый звук в словах: зима, Сима.
Сравнить артикуляцию звуков [С'], [З'], обратив внимание на «работу горлышка», вспомнить символы, характеристику и обозначение этих звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С']»:
сь, зь, сь...; зь, сь...; ся, зя, зи, си; Сима, синий, зеленый, козел, поросенок.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ся-зя, си-..., зи-си, зю- ...
Повторить за взрослым слоговой ряд:
ся-ся-зя, зя-ся-ся, ся-зя-ся, зя-ся-зя, ся-зя-зя, зя-зя-ся. Дидактическое упражнение «Составь слово» (составить слово из слогов):
по, ро, се, нок; зи, мо, ро, док; се, ле, доч, ни, ца; ар, бу, зи, ки.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С'] и [З']):
резина, зяблик, земля, Семен; Сева, синий, озеро, семена.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [С'] и [З'] (см. темы № 25, 26).
Задание 6. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [С'] и [З'].
Подобрать как можно больше слов со звуками [С'] и [З'].
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С'] и [З']:
Сима гуляет на поляне. Ваня кормит зяблика. Зина идет в магазин. Сима и Зина увидели на лугу гусей.
Задание 7. Дифференциация звуков [С] — [З], [С'] — [З'].
Назвать мягкие (твердые) согласные звуки, назвать звонкие (глухие) согласные звуки ([С], [С'], [З], [З']).
Рассмотреть и назвать ряд картинок. Сказать, какой звук в слове ([С], [С'], [З], [З']), определить место звука в каждом слове, разделить слова на слоги, назвать самое длинное слово и самое короткое. Разделить все картинки на две стопки:
— с мягкими согласными звуками [С'], [З'];
— с твердыми согласными звуками [С], [З];
— со звонкими согласными звуками [З], [З'];
— с глухими согласными звуками [С], [С'].
Составить с каждым словом предложение.
Выучить скороговорки:
Идет козел с козой,
А коза идет с косой.
Змея змеилась,
Змея смеялась,
Смеясь, змеилась,
Змеясь, смеялась.
Задание 8. Вспомнить буквы, которыми обозначают на письме звуки [С], [С'] и [З], [З'].
Звуко-слоговой анализ слов: составление и преобразование их с помощью букв разрезной азбуки, составление схем из кружков, чтение, письмо под диктовку.
Сима — зима, косы — козы, Лиза — лиса.
Чтение, анализ предложений. Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении? Списывание:
Вот Сима. У Симы лиса. Вот Лиза. У Лизы козы. Тут Лиза и Сима. У Лизы лиса и козы. У Симы коза и лисы.

"Звуки В-Вь".
Задание 1. Дифференциация звуков [В] — [В'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:
в, вь, вь, в...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
ва-вя, во-...; вя-ва, ви-...
Разложить картинки на две стопки (в названиях предметов есть звук [В] и звук [В']).
Подобрать слова по первому слогу.
ВА: -ня, -за...; ВО: -рон, -лосы...; ВИ: -ка, -на...
Назвать все слова с твердым первым звуком и все слова с мягким первым звуком.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [В] и [В'].
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [В] и [В']):
ветер, весы, ваза, весло; ворона, ворота, велосипед, вода.
Вспомнить имена людей со звуками [В] и [В'] (полные и уменьшительные).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Вале и Вите» (подобрать слова со звуками [В] и [В']).
Задание 2. Выучить скороговорки:
Проворонила ворона вороненка.
Водовоз вез воду.
Верзила Вавила весело ворочал вилами.
Задание 3. Знакомство с буквой В.
На букве В объеду весь свет,
Ведь буква В — велосипед.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква В?
Игры с буквой.
Задание 4. Звуковой анализ слов Вова, вата. Составление схем слов из кружков, количественный и позиционный анализ слов (сколько всего звуков в слове, какой первый и последний звук в слове, какой звук в слове стоит после звука [В] и т. д.).
Чтение и анализ предложений, списывание:
Вот Вова. У Вовы вата.
Взрослый показывает ребенку предлог у в предложении и объясняет правило: в предложении предлоги пишутся отдельно от слов.

"Зима", "Дикие животные зимой".
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;
— во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;
— вспомнить названия времен года и зимних месяцев;
— объяснить, какое время года самое холодное и почему;
— напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;
— назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;
— вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;
— назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.
Задание 2. Составить рассказ о зиме по плану.
Как ты заметил наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Признаки зимы.
Повадки зверей и птиц зимой.
Зимующие птицы.
Зимние забавы и развлечения.
«Дикие животные зимой»
Задание 3. Родителям рекомендуется:
— поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой; вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;
— рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.
Задание 4. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.
Кто где живет
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая — в норе,
Жучка — в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Белочка — хозяйка
Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.
Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.
В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.
Примеряла боты собственной работы.
Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.
И колоть без спешки принялась орешки.
Славно в белкином жилище — в нем порядок, тишина.
Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.

Лексические и фонематические темы ноября

Уважаемые родители!

 

Закрепляем пройденный в детском саду материал дома..

.

 

 

В ноябре мы изучаем:
1-я неделя – «Звук и буква Ы», «Грибы», «Гласные звуки: А, У, И, Ы, О», «Ягоды»
2-я неделя – «Звуки М-Мь. Буква М», «Звуки Н-Нь. Буква Н», «Домашние животные и их детеныши»
3-я неделя – «Звуки Н-М», «Звук и буква Б», «Дикие животные»
4-я неделя – «Звуки Б-Бь. Буква Б», «Звуки П-Б», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Предлагаю задания для закрепления материала изученных на занятиях.
"Звук и буква Ы"
Задание 1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...
Задание 2. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.
Задание 3. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:
ТЫ: кус-..., мос-..., бол-..., ко-...; ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...
Задание 4. Вместе со взрослым закончить слово:
Мы... (-ло), лы... (-жи), сы... (-нок).
Задание 5. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...
Задание 6. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ы].
Задание 7. Подобрать слова со звуком [Ы].
Задание 8. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я. Аким
Задание 9. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].
Задание 10. Выучить считалку:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар,
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты — это я.
Задание 11. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман
На что похожа буква Ы?
Игры с буквой.
Задание 12. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:
Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).

«Звуки П-Б»
Задание 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу» (развитие слухового внимания).
Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (например, «ку-ку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей это голос.
Задание 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу».
Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.
Задание 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].
Назвать первый одинаковый звук в словах:
батон, булка, баранка...
Назвать одинаковый последний звук в словах:
суп, тулуп...
Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков [П] и [Б], обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [П]»:
п, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
па-ба, ба- ...; бу-пу..., пу-...
Повтори за взрослым серию слогов:
па-ба-ба, ба-па-па, па-ба-па, ба-па-ба, ба-ба-па, па-па-ба...
Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:
па-ро-ход, ба-ра-бан, па-ра-шют, бу-зи-на.
Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?
Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):
банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка, баран.
Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в названиях.
Подобрать слова со звуками [П] и [Б].
Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).
Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах. Какие слова получились?
Почка — бочка, пар — ..., пот — ..., пой — ..., папа — ..., пашня — ..., пас — ..., правый — ..., палка — ...
Задание 4. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б'] — [П'].
Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие согласные звуки.
Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву из этого слова (Б — П).
Выучить скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Задание 5. Звуко-слоговой анализ слов баба, папа (выкладывание схем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего и различия в схемах).
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово папа в слово баба?»
Чтение, списывание слов, предложений:
Тут папа. Тут баба.
Составление предложений по опорным словам (обратить внимание ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения):
баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.

СКОРО В ШКОЛУ

 

 


Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.


Признаки:
1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:
- искажение букв и недописание элементов;
- замена рукописных букв графически сходными;
- замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
- изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода- ОГОРДА), перестановки (Москва- МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
- нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);
- аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.
3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.
4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.
Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

Профилактика дисграфии.


Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезеологические упражнения.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Занятия по профилактике дисграфии можно проводить с раннего возраста, необходимо проводить в дошкольном (особенно, если выявлены проблемы в речевом развитии).
Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее. Постепенная, скурпулёзная работа поможет ребёнку усвоить специфику родного языка.

Варианты упражнений


1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально- симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин.в день.
2. Массаж рук (кисти) и ног (ступни) с использованием массажёров разной степени твёрдости и остроты.
!!! При покупке массажёра обязательно прочитайте инструкцию.
3. Игры – раскраски.
При подготовке к школе эффективны раскраски с подобными заданиями:
- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по образцу;
- раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
- раскраски, где требуется раскрасить или обвести наложенные контуры;
- штриховки – дорисовки.


Нормы раскрашивания: для рисунков – 1 рисунок в день; для узоров – 2-3 узора в день;для букв - от 2 до 5 букв в день. !!!Избегайте переутомления

 

Как подготовить ребенка к школе

Уважаемые родители!

Вот вы стоите вместе с детьми на пороге школы.Вы готовы перешагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребенок к школе? Готовы ли вы помочь ему в подготовке? Для того чтобы достичь хороших результатов в этой работе, воспользуйтесь нашими советами:
1 Хвалите ребенка за любые, даже незначительные успехи.
2 Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окрики и резкость.
3 Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи,постарайтесь решить их до школы.
4 Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться,застёгивать пуговицы,молнии,завязывать шнурки.
5 Ребенок должен знать домашний адрес,уверенно называть имена, отчества родителей.
6 Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10-15 минут.
7 Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?
8 Повторяйте с ребенком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делите слова на слоги.
9 Предлагайте ребенку решать простые задачи в одно действие.
10 Знакомьте ребенка с цифрами.
11 Учите ребенка сравнивать предметы по величине.
12 Тренируйте навык прямого (до 10) и обратного (от 10) счета.
13 Учите ребенка ориентироваться в пространстве, словами обозначать местонахождение предмета по отношению к себе.
14 Развивайте умение давать обобщающие понятия к предметам.Например, стол, стул, шкаф - это мебель и т.д.
15 Внимательно относитесь к здоровью ребенка.Хорошее здоровье - залог успешного обучения в школе!

Желаем успехов!

 

Уважаемые родители!

 

Планирование образовательной и коррекционно-восстановительной работы в нашем дошкольном учреждении осуществляется по тематическому принципу.
Каждая неделя месяца посвящена изучению лексической и фонематической темы.
В целях уточнения и активизации знаний по теме, родителям рекомендуется дома закреплять материал, изучаемый в детском саду.
Для того, чтобы родителям было легче ориентироваться в учебном материале, на логопедической страничке нашего сайта мы будем публиковать примерные задания и игры на закрепление по лексическим и фонематическим темам на текущий месяц.

Лексические и фонематические темы сентября

В сентябре мы изучаем:
3-я неделя – «Звук и буква У», «Звук и буква А», «Осень (обобщение)»
4-я неделя – «Звуки У-А», «Звук и буква И», «Осень. Лиственные и хвойные деревья»

Тема: «Звук и буква У», «Звук и буква А», «Осень (обобщение)» (3-я неделя сентября)
Задание 1. Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
— поезд приближается: ууууУУУУУУ...
— поезд удаляется: УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».
Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у...
Задание 3. Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать:
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена; лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Взрослый объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Задание 4. Знакомство с буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
Игры с буквой.
Задание 5. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.
Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:
— Какой первый звук ты слышишь?
— Какой второй звук ты слышишь?
После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.
Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Задание 6. Родителям рекомендуется:
— вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;
— обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;
— сравнить природу ранней и поздней осенью;
— рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;
— вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;
— перечислить как можно больше признаков осени;
— рассказать о труде колхозников на полях осенью.
Задание 7. Составить рассказ об осени по следующему плану:
Когда наступает осень?
Назови осенние месяцы.
Приметы ранней осени в природе.
Красота золотой осени.
Какие стихи об осени ты знаешь?
Приметы поздней осени.
Труд человека в осенний период.