Признаки зимы для живого уголка

Признаки зимы для живого уголка

Выполнила Громова Екатерина Александровна учитель начальных классов Школа №814

Признаки зимы для живого уголка

Цель исследования

  • Сформировать представление о влиянии «живого уголка» в младшей школе.

Признаки зимы для живого уголка

Проблема исследования

  • С одной стороны, создание живого уголка в начальной школе кажется очень простым, но с другой стороны при подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, чтобы избежать множество ошибок.

Признаки зимы для живого уголка

Гипотеза исследования

  • Учитывание требований по созданию «живого уголка» в начальной школе

Признаки зимы для живого уголка

Задачи исследования

  • Требования к созданию «живого уголка»
  • Задачи для развития младших школьников
  • Отбор животных подчиняется определенным требованиям
  • Смена сезона и изменение живого уголка
  • Размещение живого уголка в классе
  • Обобщение результатов и вывод

Признаки зимы для живого уголка

Требования к созданию «живого уголка»

1.Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

Признаки зимы для живого уголка

Требования к созданию «живого уголка»

2.Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей

Признаки зимы для живого уголка

Требования к созданию «живого уголка»

3.Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность увидеть детям не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов .

Признаки зимы для живого уголка

Требования к созданию «живого уголка»

4.Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

Признаки зимы для живого уголка

Требования к созданию «живого уголка»

5.Уголок природы – место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силами и времени должен быть доступен детям. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

Требования к созданию «живого уголка»

  • 6.Необходимо учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и так далее.

Требования к созданию «живого уголка»

7.Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности

Требования к созданию «живого уголка»

8. Возможно сформировать «живой уголок» если в помощь учителю и детям придут родители .

Задачи для развития младших школьников

Обучающие- формирование системы элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребёнка; формирование умений и навыков наблюдения за живыми объектами; формирование умений предвидеть последствия своих действий по отношению к живым объектам.

Задачи для развития младших школьников

  • — Развивающие: развитие познавательного интереса к миру природы; развитие восприятия живых объектов с помощью освоения системы исследовательских действий этих объектов; развитие умений и навыков по уходу за животными и растениями.

Задачи для развития младших школьников

— Воспитывающие: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций при взаимодействии с живыми объектами; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к живым объектам; освоения элементарных норм поведения по отношению к объектам окружения.

  • Отбор животных подчиняется определенным требованиям
  • Можно выделить постоянных и сезонных обитателей живого уголка
  • постоянное
  • сезонное
  1. Отбор животных подчиняется определенным требованиям
  2. Заполнять обитателями живой уголок необходимо с учетом «Программы воспитания в начальной школе»
  3. Животные подбираются безвредные, неприхотливые, условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям

Отбор животных подчиняется определенным требованиям

Пополнять уголок природы нужно постепенно, по мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

Смена сезона и изменение живого уголка

Зимой, как правило, содержатся только те животные, которые постоянно живут в школе

  • Смена сезона и изменение живого уголка
  • Весной с пробуждением насекомых в живом уголке устраивают инсектарии
  • Летом живой уголок полон различных обитателей.

Смена сезона и изменение живого уголка

Осенью живой уголок пустеет.

  1. Размещение живого уголка в классе
  2. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках)
  3. При размещении растений необходимо учитывать отношение их к свету, теплу и влаге.

Размещение живого уголка в классе

Аквариумы размещают перед окнами, избегая, однако, яркого освещения их летом.

Размещение живого уголка в классе

В связи со сменой времен года изменяют и состав обитателей уголка природы.

«Живой уголок»

Воспитанию у детей активного и бережного отношения к природе помогает уход за животными и растениями, имеющимися в классе. От преподавателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе.

«Живой уголок»

Организация с детьми искусственных жилищ для животных лишь небольшая часть работы по воспитанию бережного, доброжелательного и заботливого отношения к ним. Взрослые должны руководить повседневным трудом школьников в живом уголке: младшим детям давать отдельные поручения, средних и старших ребят научить дежурить.

«Живой уголок»

Учитель показывает и приемы труда в уголке природы: как опрыскивать растения террариума или посадить кустик свежей травки, сменить воду в аквариуме и прочее

«Живой уголок»

Новизна исследования: в нашем исследовании мы попытались показать проблему создания «живого уголка» и как сложно его поддерживать.

«Живой уголок»

Вывод: в нашей работе мы попытались показать связь детей с живой природой.

«Живой уголок нужен нам, чтобы сохранить таким образом связь с живой природой». А. Онегов

Литература

  • В.Г. ГУСЕВ.ЖИВОЙ УГОЛОК. http://house-fauna.narod.ru/ugolok/ugolok1.htm
  • Живой уголок. http://www.privetvsem.ru/index.php?name=Pages&op=view&id=24
  • Интернет-ресурс:http://parohod.kg/znakomstvo_priroda/ugolok/654-znachenie-ugolka-zhivojj-prirody-i-ego.html
  • О живом уголке. http://www.zivoyugolok.ru/
  • Особенности экологического воспитания в начальной школе. http://www.roman.by/r-86022.html

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/presentacii/proiekt_na_tiemu_zhivoi_ugholok_v_nachal_noi_shkolie

Тема недели "Обитатели живого уголка"

Консультация для родителей: ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА «ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Большой интерес для детей представляют наблюдения за животными. Постоянными обитателями уголка природы являются аквариумных рыбки. В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоёмов (малый прудовой карась, краснопёрка, вьюн, верхоплавка и т.д.

) так и неприхотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы (гуппи, меченосец, скалярия). Наблюдения за рыбками разнообразен, а труд вполне доступен детям (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды). Хорошо если в уголке природы есть птицы.

При правильном уходе за птицами они прекрасно себя чувствуют, поют и даже размножаются. Уход за ними вызывает у детей большой интерес, воспитывает бережное и заботливое отношение к животным.

В уголке природы обычно содержатся канарейки и волнистые попугайчики – птицы, ставшие домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только – болотную и степную черепах.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям подбора отвечают, прежде всего, представители отряда грызунов: кролик, хомячок, морская свинка. Неприхотливая птица, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав и вместе с тем разнообразие повадок делают этих животных желанными обитателями уголка природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами…

Наряду с животными, которые живут в уголке природы круглый год, сюда следует помещать и временных обитателей. Наблюдения за ящерицами, лягушками, жуками и бабочками вызывают живой интерес у дошкольников, дают богатую пищу для удовлетворения детской любознательности.

  • Признаки зимы для живого уголка
  • ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ
  • МЛАДШИХ ГРУПП.

Очень оживляет уголок природы животные. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам.

Для малышей уже во второй группе раннего возраста в уголок природы помещают аквариум с рыбкой. Рыбку следует подобрать яркоокрашенную, ведущую активный образ жизни в течение большей части года, охотно поедающую корм и т.д. таким требованиям отвечают обыкновенная золотая рыбка, золотистый или серебристый карась.

Начиная с младших групп можно содержать певчих птиц. Желательно, чтобы птичка имела также яркое оперение, весёлый нрав, была бы неприхотлива к пище, легко приспосабливалась к жизни в неволе. Этим требованиям, например, отвечают канарейка.

Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные: ведь их надо обильно и часто кормить, ежедневно убирать за ними клетки и т.д.

Поэтому содержать млекопитающих постоянно в уголке младших групп вряд ли целесообразно (за исключением летнего периода, когда можно содержать кролика на участке, привлекая к уходу за ним детей старшего дошкольного возраста).

Клетки с кроликом, белкой, хомячком или морской свинкой изредка на один-два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического наблюдения.

Признаки зимы для живого уголка

ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Знакомясь с животными, дети отмечают своеобразие их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

  1. Ухаживая вместе с воспитателем за обитателями уголка, дети овладевают несложными умениями: мытьё поилки и кормушки животных, кормление.
  2. В средней группе полезно содержать в аквариуме два вида рыбок, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительного прудового карася и юркую, подвижную верхопалвку,- или содержать в аквариуме разновидности золотой рыбки: вуалехвоста, телескопа и одновременно (в другом аквариуме) рыбку из местного водоёма.
  3. Различия во внешнем виде и повадках названных рыбок достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении.
  4. Из птиц для уголка природы средней группы следует остановиться на той, которую рекомендовали для малышей,- канарейке.

Постоянными обитателями в уголке природы средней группы могут быть млекопитающие. Дети этого возраста вполне овладевают навыками ухода за некоторыми из них.

Так целесообразно поместить очень интересных по повадкам морскую свинку и хомячка. Они относятся к одному отряду – у них есть и сходство, и большое различие, своеобразие.

Уход за этими животными прост: они дружелюбны; у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы, время, обстановку.

Признаки зимы для живого уголка

ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

Подбор животных в старшей группе должен обеспечить возможность формирования первоначальных знаний детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Эти приспособления самые разнообразные. Они находят отражение, как в образе жизни, так и во внешнем строении (форма тела, покров, органы передвижения), в способе питания.

В аквариуме для старших детей хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб (гуппи, меченосец, скалярия и т.д.)

Глядя на жизнь обитателей аквариума, обретая навыки правильного содержания этих рыбок, дети будут понимать, как эти рыбки живут на воле, в природе и как важно сохранять естественную среду их обитания.

Интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды она возбуждённо плавает, как бы предсказывая погоду.

Их птиц отдать предпочтение тем, которые выводят потомство (канарейка, волнистый попугайчик). Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения старших детей. Не следует при этом забывать о том, что забота о беспомощных растущих птенцах – источник добрых и гуманных чувств, бережного отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы надо поместить черепаху. Обычно черепаха впадает зимой в непродолжительную спячку.

Если она живёт в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, но черепаха становится вялой, неохотно берёт корм.

Читайте также:  Открытка ко дню влюбленных своими руками

Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни могут только старшие дошкольники. Из млекопитающих следует пометить хомячка и морскую свинку.

Признаки зимы для живого уголка

  • ЖИВОТНЫЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
  • В уголке природы хорошо содержать в аквариуме разнообразных рыбок из местного водоёма, а также теплолюбивых рыбок (живородящих и икромечущих).

Как и в старшей группе, в уголке природы содержат птиц, выводящих потомство. На участке летом можно завести семейство кур или уток.

В уголке природы подготовительной к школе группы могут содержаться многие млекопитающие. Дети ухаживают за крольчатами на участке детского сада.

Признаки зимы для живого уголка

СОДЕРЖАНИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИХ.

МОРСКАЯ СВИНКА. Это доверчивое и миролюбивое животное. Тело свинки небольшое, вытянутое. Окраска шерсти разнообразная: черная, белая, рыжая, жёлтая и коричневая. Хвоста нет. Мордочка вытянутая, глаза выпуклые, как пуговки, подвижные усы. Ноги короткие, с разным количеством пальцев на передних и задних лапах: на передних — четыре пальца, на задних — три.

сетчатая клетка. В одной половинке необходимо создать свинке тёмный угол, в котором она будет спать и прятаться. Морская свинка – травоядное животное. В её меню входят овощи, коренья, трава, зерно.

Она охотно ест морковь, свёклу, капусту, петрушку, помидоры, листья одуванчика и разные травы. Надо давать свинке и корочки чёрствого хлеба, ветки, сухари, чтобы она могла их иногда погрызть.

Ест свинка и картофельное пюре (кормить сырым картофелем нельзя!).

У свинки, как и у всех грызунов, постоянно растут зубы. Чтобы животное могло их стачивать, в клетке надо держать несколько деревянных чурок. Кормят свинку три раза в день в определённое время. Беременным и кормящим свинкам нужно давать жидкость: молоко, чистую воду, особенно при сухом корме.

ХОМЯЧОК. Это ночное животное, относится к отряду грызунов. Зверёк небольшого размера, имеет короткое туловище, маленький хвост и ноги, шерсть рыжеватого цвета. У хомячка есть защёчные мешки, куда он прячет пищу.

Содержать хомячка можно в металлической клетке. В клетке стоит устроить домик. Внутри домика из тряпок, сена хомячок делает тёплое гнездо. В клетке можно сделать жёрдочки, подвесить кольцо, чтобы хомячок мог бегать, лазать.

Питаются хомячки семечками подсолнуха, овса, проса. Охотно едят хлеб, кашу, творог, кусочки яблока, морковь, капусту, свеклу, картофель, стручки гороха, листья одуванчика.

Надо давать и белковую пищу: мучных червей, несолёное сало, немножко мясного фарша. Хомячки с удовольствием пьют молоко. Зимой им полезно давать несколько капель рыбьего жира. Его обычно добавляют к молоку или на кусочек хлеба.

В клетке всегда должны быть минеральная подкормка (мел) и чистая вода. Кормят животных два раза в день.

СОДЕРЖАНИЕ ПТИЦ.

В уголке природы дошкольных учреждений можно содержать только голубей, канареек, волнистых попугайчиков. При содержании птиц необходимо правильно подобрать клетки, отвечающие потребностям данного вида.

При их выборе необходимо подходить к каждому индивидуально, но в любом случае клетка должна быть правильной формы, без лишних украшений. В клетке должны быть кормушка, чашечка с водой для питья. Ежедневно по утрам на некоторое время в неё помещают посуду для купания птицы. В клетке укрепляют несколько жёрдочек.

Их нужно разместить так, чтобы сидя на верхних, птица не пачкала нижние, не засоряла кормушку и поилку.

Кормить их лучше всего в ранние утренние часы. Зерноядным птицам корм даётся один раз в сутки. Корма птицам нужно давать столько, чтобы хватало с момента их пробуждения до вечера. Пища должна быть по возможности приближена к естественной, свежей, разнообразной и богатой витаминами. Разные виды сухих кормов желательно класть в разные кормушки или в разные отделения одной кормушки.

Чистота клетки — одно из главных условий сохранения здоровья птицы. Кормушку и поилку необходимо вычищать и вымывать ежедневно. Раз в неделю производится чистка клетки со сменой загрязнённого песка. Один раз в месяц делать полную чистку с обвариванием крутым кипятком.

СОДЕРЖАНИЕ РЫБОК.

Аквариум с чистой водой, разнообразными растениями и нарядными рыбками становятся подлинным украшением уголка природы.

Кроме готовых аквариумов, можно использовать самую разнообразную стеклянную посуду с прозрачными стёклами. Для детского сада лучше приобрести аквариум четырёхугольной формы. Очень важно правильно его зарядить. Прежде всего необходимо тщательно вымыть водой с раствором марганцовокислого калия и насухо вытереть.

На дно высыпать слоем 4-5 см крупный речной песок, прокаленный и промытый до такого состояния, чтобы щепотка его, брошенная в стакан с водой, не давала мути. Насыпают песок, в аквариум наклонно к переднему стеклу, что создаёт удобства для его очистки.

Большое значение для создания нормального микроклимата в аквариуме имеют водные растения. Следует подбирать растения неприхотливые, легкоукореняющиеся, хорошо обогащающие воду кислородом. Большинство растений из водоёмов средней полосы малопригодны для аквариума, так как погибают зимой.

Чаще всего используют южные водные вечнозелёные растения. К ним относятся: элодея, валлиснерия, перистолистник, людвигия, кабомба, водный папоротник;

Наполненный водой аквариум покрывают стеклом для защиты от пыли.

Аквариум должен быть хорошо освещён. Если естественного света недостаточно, нужно использовать электрическую лампу.

Кормить рыбок следует в одно и тоже время. Зимой – один раз в день, летом два раза. Лучший живой корм – дафнии, циклопы, мотыль, черви. Сухой корм надо использовать в ограниченном количестве.

Источник: https://ddu82grodno.schools.by/m/photo/5104540

Уголок природы детском саду: оформление по ФГОС, картинки

Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.

Зачем дошкольникам уголок природы

Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую ступень образования.

Бесспорно, формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды.

Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада.

Признаки зимы для живого уголка

Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней

Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует пытливая детская натура.

Поэтому одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой.

Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:

  1. Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
  2. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы должно быть наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создаётся как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений и агрессивных животных там быть не должно).Признаки зимы для живого уголка

    Уголок природы в группе детского сада выполняет эстетические, образовательные и воспитательные функции

  3. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты, представленные в уголке, должны быть подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
  4. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.Признаки зимы для живого уголка

    Возможность заботиться о других живых существах воспитывает в детях доброту и ответственность

    Ухаживая за растениями, зверятами, птицами и рыбками, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.

  5. Воспитание экологической культуры, то есть умения вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Грамотное и рациональное использование природных ресурсов также является составной частью экологической культуры.

    Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.

При создании уголков природы в ДОУ учитываются как общие требования для всех групп, так и специфические, соответствующие возрастным особенностям детей.

Источник: https://melkie.net/oformlenie-gruppy/ugolok-prirodyi-v-detskom-sadu.html

Уголок природы в ДОУ, знания о живой природе, ведения наблюдений в уголке живой природы в ДОУ

Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. Уголок природы в ДОУ, создание которого не требует значительных финансовых затрат, позволяет:

  • учить детей бережному отношению ко всему живому;
  • удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности;
  • прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности.

Образовательное экопространство успешно впишется в интерьер любой группы детского сада и станет любимым местом времяпровождения детей.

Уголок природы в группе ДОУ

Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования.

И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму.

В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ.

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы узнаете об альпинарии в детском саду:

Как обустроить?

Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах:

  1. Концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием растений и птиц. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний.
  2. Пространственная близость. Еще одна организационная проблема, с которой сталкиваются воспитатели во время экскурсий, — невозможность обеспечить длительный контакт малышей с животными и птицами, большая удаленность объектов наблюдения. За обитателями группового экоуголка воспитанники могут следить изо дня в день, в случае отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья и под наблюдением воспитателя — держать любимцев на руках и гладить их.
  3. Возможность подбора объектов в соответствии с возрастом детей. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей сложно запомнить разнообразие окружающего живого мира, в то время как воспитанники старших и подготовительных групп с видимым безразличием относятся к ранее изучаемым растениям и животным. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.
Читайте также:  Открытка для девочки своими руками

Значение уголков природы в группах детского сада

ТаблицаСкачать в .docx

Познавательное Развитие внимательности, любознательности, потребности вести систематическую исследовательскую работу.Расширение знаний о живой и неживой природе.
Воспитательное Формирование бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности, осознание значимости мероприятий, направленных на сохранение видов.
Эколого-эстетическое Осознание природных красот, умение видеть прекрасное в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения.
Практическое Получение навыков по уходу за растениями и домашними питомцами, привитие инициативности, ответственности.
Оздоровительное Близость к объектам живой природы благотворно сказывается на общем состоянии воспитанников, помогает снизить уровень беспокойства, проявления эмоциональной нестабильности.

Уголок природы в ДОУ по ФГОС

Обустройство образовательной экозоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13, в которых закреплен запрет на размещение в групповых помещениях клеток с птицами и домашними животными, аквариумов (допускается только размещение растений);
  • Программой воспитания в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОУ по нормам ФГОС;
  • локальными актами дошкольной образовательной организации
  • Признаки зимы для живого уголка
  • В соответствии с требованиями стандартов второго поколения очень важно обеспечить вовлечение максимального количества детей в процесс наблюдения за изменениями природных объектов или ухода за ними.
  • Для этого на этапе ведения организационных работ по обустройству групповой экозоны соблюдать следующие требования:
  1. В качестве объектов наблюдения выбирать типичных представителей экологической группы, в ходе знакомства с которыми дошкольники могут узнать о характерных особенностях отдельного среза экосистемы.
  2. Растения, обитатели уголка природы должны требовать минимального ухода, обеспечение которого под силу детям дошкольного возраста.
  3. Объекты и субъекты экозоны должны вызывать положительные ассоциации и эмоции, быть внешне привлекательными. Уголок природы должен быть источником положительных эмоций.
  4. Рекомендуется укомплектовать группу несколькими растениями или животными одного вида, чтобы на примере выделения индивидуальных особенностей наглядно продемонстрировать воспитанникам разнообразие живой природы и уникальность каждого индивидуума.
  5. Все объекты для наблюдений должны быть безопасными. Запрещено комплектовать группу колючими или ядовитыми растениями, опасными питомцами, агрессивными представителями видов.
  6. При выборе наполнения природного уголка важно соотнести условия произрастания растений, проживания питомцев с микроклиматом группы.

Организация уголка природы в ДОУ

Создание экологической зоны в группах детского сада является масштабной и трудоемкой задачей по оформлению детского сада. Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ — это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты. Правильное расположение гарантирует повышенный интерес малышей и обеспечит их благоприятный настрой.

Следующий этап — определение списка постоянных и временных «обитателей» природной зоны. К числу постоянных объектов для наблюдения относятся комнатные растения, которые следует выбирать в соответствии с возрастными потребностями воспитанников, с учетом температурного режима помещений и влажности.

Рекомендации по выбору комнатных растений для уголка природы

ТаблицаСкачать в .docx

Группа Рекомендации по подбору Количество растений Сорта
Младшая Начать наблюдения за миром растений лучше всего с изучения комнатных цветов с массивным стеблем и листьями, большими и красочными бутонами.Для младшей группы следует выбирать неприхотливые растения, требующие минимального ухода. 3-4 ГераньФикусБегонияКолеусБальзаминФуксия
Средняя Для освоения новых техник ухода (обработка зеленой массы щетками или кисточками, обрызгивание из пульверизатора) рекомендуется дополнить групповую коллекцию растениями с различной толщиной листьев. На примере «обитателей» зеленой зоны ребята научаться распознавать тип ухода в соответствии с характеристиками листьев. 5-6 АгаваХлорофитумАспарагус
Старшая Для расширения знаний малышей необходимо дополнить уголок комнатными цветами с разными видами стеблей: тонкими и прочными, прямыми, вьющимися и стелющимися.Также важно познакомить дошкольников с растениями, имеющими разные типы корневой системы. 6-7 ТрадесканцияЦикламенАмариллисКомнатный виноградПлющПапоротник
Подготовительная В период подготовке к школе следует привить детям понимание зависимости темпа роста растений от условий окружающей среды — интенсивности полива, частоты опрыскивания, качества почвы. 8-10 ЦиперусСуккулентыУзамбарская фиалкаБриофиллум

Объекты природного уголка для временного использования — также важная часть дидактического материала, которую следует периодически обновлять для обеспечения цикличности наблюдений.

  1. Весной рекомендуется продемонстрировать детям ящики с рассадой, подготовленные для высадки на приусадебный участок, букеты первоцветов.
  2. В летнее время основные объекты для наблюдений — букеты цветов.
  3. Осенью для размещений в экозоне рекомендованы букеты из осенних цветов, листьев, поделки из природных материалов.
  4. Зимой можно показать детям различные экибаны, композиции из сухих веток и засушенных цветов.

Временными обитателями группы могут стать хомячки и кролики, содержащиеся в переносных клетках, рыбки, помещенные в небольшие прозрачные аквариумы или банки, птицы (особенный восторг у детей вызывают пестрые попугаи). При наличии достаточной материальной базы в ДОУ может быть обустроена экологическая комната с различными питомцами, которые могут перемещаться в группы на короткое время.

Оформление уголка природы в ДОУ

Важную роль играет творческая стилизация природной зоны, которая зависит от фантазии и таланта воспитателя. Главное при оформлении уголка живой природы в ДОУ — учитывать площадь и дизайн группового помещения и обеспечить практичность всех элементов.

Признаки зимы для живого уголка

Помимо растений, в экозоне следует расположить:

  1. Календарь природы. В младшей группе роль календаря могут выполнять иллюстрации и кукла, одетая по погоде. Для детей средней группы рекомендуется подготовить своеобразные часы, разделенные на четыре сектора по временам года. Старшие дошкольники в специальном графике с помощью воспитателя могут фиксировать состояния погодных условий знаками, чтобы в конце месяца подсчитывать количество ясных, пасмурных и дождливых дней, сделать выводы об особенностях времен года.
  2. Альбомы, наборы изображений, книги с иллюстрациями различных видов растений, животных и птиц.
  3. Дидактические игры, помогающие расширить знания об окружающем мире.
  4. Муляжи овощей, фруктов.
  5. Приспособления для труда (полива комнатных цветов, разрыхления почвы, ухода за листьями), в том числе фартуки и тряпицы.
  6. Оборудования для проведения экспериментальной работы (лопатки, формочки, воронки для игры с песком; емкости разного объема для экспериментов с водой). 

В уголке природы также можно размещать поделки воспитанников из природного материала, рисунки, иллюстрирующие времена года, методические материалы и другие вспомогательные пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Читать еще по теме:

Источник: https://www.resobr.ru/article/63106-qqq-17-m4-ugolok-prirody-v-dou

Уголок живой природы

В уголке живой природы юннаты имеют возможность провести длительные наблюдения за животными и поставить простейшие опыты.

Много интересного в зоологическом уголке живой природы Апрелинской семилетней школы, Наро-Фоминского района, Московской области. Здесь есть ежи, белки, ужи, черепахи, различные мелкие птицы, рыбы в аквариумах и другие животные.

  • За всеми обитателями уголка юннаты внимательно ухаживают, ведут наблюдения, выясняют условия, необходимые для их жизни, проводят опытную работу.
  • Ответственные дежурные следят за чистотой помещения, в определенные часы кормят животных, ведут дневник, в котором записывают обо всем случившемся с обитателями уголка за день.
  • На всех клетках имеются этикетки, на которых указано название животного, возраст и время рождения (если оно известно), откуда и когда животное поступило в уголок, требования по уходу и кормлению его, а также фамилия юнната, работающего с этим животным.
  • О наблюдениях в уголке юннаты часто рассказывают в классе, на уроках зоологии, при изучении соответствующих тем школьной программы.
  • На зимний период для обитателей уголка апрелинские юннаты заготовляют корм: семена репейника, конопли, проса, муравьиные яйца (личинки и куколки муравьев) — любимое лакомство для насекомоядных птиц; для белки запасают жолуди, орехи, грибы, яблоки, еловые шишки.

Иметь хороший уголок живой природы можно в каждой школе. Если нет отдельного помещения, разместите уголок живой природы в биологическом кабинете.

Если животным создать условия, близкие к естественным, они будут хорошо себя чувствовать в уголке живой природы. Поэтому юннаты должны знать, как живут обитатели уголка на воле, чем они питаются, как ведут себя в различные времена года.

Проще всего содержать в уголке различных водных обитателей, особенно рыб.

Самые неприхотливые из рыб — вьюны, гольцы, пескари и караси.

Интересны макроподы из семейства лабиринтовых рыб. Они имеют особый дыхательный орган — лабиринт, расположенный выше жаберной полости, — и могут дышать не только кислородом, находящимся в воде, но и кислородом воздуха. Макроподы живут даже в испорченной воде.

Хорошо иметь в аквариуме живородящих рыб (герардинусы, меченосцы, гамбузии, гупии) и икромечущих (макроподы и др.). Эти рыбы — теплолюбивые. Температура в аквариуме, где они содержатся, должна быть плюс 18—20 градусов (во время размножения — плюс 25 градусов тепла).

Лучший корм для рыбы тот, к которому она привыкла на воле (мотыль, дафнии, циклопы). Кормите рыб только свежим, живым мотылем. Испортившихся или больных мотылей легко узнать по желтовато-зеленым пятнам на их теле. Они совершенно непригодны для кормления рыб.

Сушеных дафний и циклопов рыбы тоже поедают охотно. Нужно только немедленно удалять из аквариума остатки этого корма, так как они очень скоро портят воду.

Можно давать рыбам мелких дождевых червей и скобленое мясо.

Часто ребята бросают в аквариум кусочки хлеба. Этого делать нельзя — от хлеба вода «закисает», а у рыб засоряется кишечник.

Аквариумы и стеклянные банки с рыбами и другими водными животными расставьте на полочках и столиках против окон. Клетки для птиц повесьте у окна или на стене. Вдоль стен, на столах, расположите террариумы для пресмыкающихся, акватеррариумы для земноводных и садки для насекомых.

  1. На подставках и прямо на полу — в более темной части комнаты — поместите клетки с млекопитающими.
  2. Большинство клеток, подставок, полочек и другого оборудования можно изготовить самим.
  3. Так, для лягушек, которым нужна и вода и суша, устраиваются акватеррариумы таким способом: в обычном аквариуме ставится на дно банка с землей; банка несколько возвышается над уровнем воды, образуя островок.
  4. Можно поместить лягушек и в террариум, установив в нем глубокую тарелку с водой.

Осенью, при наступлении первых холодов, земноводные и пресмыкающиеся животные становятся вялыми, сонными. Они прячутся в укромные места и там остаются до весны. Так происходит в природе.

Если для ужей, ящериц и черепах не создать в уголке живой природы условий, близких к естественным, оставить животных на зиму в тепле, то к весне многие из них настолько ослабеют от истощения, что могут погибнуть. Поэтому на зиму террариумы с этими животными нужно вынести в холодную комнату, где температура была бы всего на 3—5 градусов выше нуля.

Для наземных насекомых устраивают различного типа инсектарии.

Простой инсектарий имеет вид ящичка с тремя боковыми марлевыми стенками, четвертая стенка — стеклянная — служит вместо дверки. Через стекло удобно наблюдать за помещенными в инсектарий насекомыми.

В инсектарий ставят в бутылке с водой веточки того растения, на котором найдены были насекомые.

Птицы лучше поют, если их держат в отдельных клетках. Клетки развешивают так, чтобы птицы не видели друг друга. Но наблюдать за птицами интересно, когда они находятся не в отдельных клетках, а в общей вольере. Устраивают вольеру обычно у одного из окон. Со стороны окна вольеру затягивают сеткой, иначе птицы, стремясь вылететь из помещения, будут ударяться о стекло.

Читайте также:  Как слепить из пластилина пони

Пол в вольере посыпают песком. У одной из стен помещают пень, обложенный мхом и дерном. Хорошо внутри вольеры иметь ветки ели, а также веточки деревьев и кустарников с распустившимися почками и ящик с прорастающим овсом.

  • Кормушки размещают так, чтобы птицы не дрались из-за корма.
  • Поилка должна быть широкой.
  • На внутренней стенке вольеры развешивают несколько скворечников или дуплянок.

За новой обитательницей вольеры первое время следите внимательно, чтобы определить, как к ней относятся другие птицы. Если на нее нападают, удалите ее из вольеры. То же самое надо сделать, если птица сама нападает на других обитателей вольеры.

Некоторых драчливых птиц, как, например, большую синицу, сорокопута, вообще не следует пускать в общую вольеру.

Скорее других птиц свыкаются с условиями содержания в уголке живой природы чижи, щеглы, чечетки, снегири и др. Эти зерноядные птицы питаются семенами различных растений, ягодами. Их кормят два раза в сутки. Клестам дают еще шишки хвойных деревьев, из которых они, раздвигая клювом чешуйки, очень легко вытаскивают языком семена.

Насекомоядные птицы — скворцы, дрозды и проч. — едят муравьиные яйца, мучных червей (личинок жука мучного хруща), мотылей, тертую морковь. Кормят их три раза в сутки.

При содержании птиц в уголке живой природы проведите над ними такие наблюдения.

Изучите внешний вид, повадки и голос птицы, научитесь различать самца и самку одного и того же вида птицы по внешнему виду и по голосу. Определите, какой корм предпочитает птица. Добейтесь приручения птиц.

Проследите, какие птицы приручаются легче и какие труднее. Есть ли разница в приручении молодых и старых птиц, самца и самки одного и того же вида.

Проведите наблюдение за размножением птиц (такие наблюдения проще всего провести над голубями).

В уголке живой природы можно поставить с птицами различные опыты.

Например, опытным путем выяснить влияние температуры на изменение окраски оперения птиц, влияние кормового режима на сохранение естественной окраски птиц при содержании их в неволе, влияние света на процесс линьки.

Интересно провести опыты по изучению способности той или другой птицы ориентироваться в различных условиях (ориентирование с помощью зрения, с помощью слуха).

Много и других интересных опытов можно провести с птицами при содержании их в уголке живой природы.

Особенно интересно держать в уголке живой природы различных млекопитающих — белок, бурундуков, сурков, зайцев, ежей, сонь, хомяков и проч.

Правда, содержание их в уголке живой природы доставляет гораздо больше хлопот, чем содержание, например, рыб или пресмыкающихся и земноводных, но зато и работать с ними интереснее. Многих из них можно сделать совсем ручными, приучить кормиться по звонку, подбегать на зов и т. д.

В каждой клетке или садке, где содержатся млекопитающие, пол нужно усыпать опилками. Опилки следует ежедневно менять.

Надо чаще обтирать внутренние стенки клетки, тщательно мыть поилки и кормушки. Раз в неделю клетки, поилки и кормушки дезинфицируют — ошпаривают кипятком и промывают щелоком.

Белок и бурундуков кормят подсолнухами, орехами, овощами и, конечно, еловыми шишками с семенами. Зайцам дают овес, ячмень, свежие овощи, зимой — сено, а летом — траву. Обязательно надо давать им, как и кроликам, веточный корм — ветки осины, ивы и др. Корм лучше всего давать три раза в сутки, причем в одни и те же часы.

Хорошо живет в неволе еж. Кормить его надо разными насекомыми, лягушками, хлебом, молоком, мясом, мышами. Если положить в клетку соломы, сена или мягкой бумаги, то еж сделает из них гнездо и будет подолгу лежать в нем.

Такие насекомоядные животные, как крот и землеройка, встречаются в уголках живой природы редко. Это очень прожорливые животные, и для них трудно создать в уголке нужные условия жизни.

Когда млекопитающее немного освоится в уголке живой природы, начните его приручать. Более легко приручаются молодые животные.

Необходимым условием приручения животных является ласковое обращение с ними и настойчивость в работе. Лучшим средством приручения является прикармливание животного лакомой пищей.

Давая корм, задерживайте кормушку в руках, заставляя животное приближаться к ней. Добившись этого, более вкусную пищу следует давать только из рук. Постепенно животное перестанет бояться.

Можно приучить животное брать корм по определенному сигналу, например по звонку.

При наблюдении за белкой интересно выявить, как протекает у нее линька весной и осенью. Если нарисовать на бумаге несколько контуров белки и постепенно заштриховывать на них те части тела, которые уже перелиняли, отмечая при этом количество дней, ушедших на линьку каждого участка, то получится подробная картина продолжительности и последовательности линьки.

Еж и многие грызуны всю зиму спят. Проследите за поведением животного перед спячкой, во время ее и по окончании спячки. Если в уголке живой природы есть несколько ежей или других животных, которые на зиму впадают в спячку, то попробуйте проследить, как протекает спячка их при различных температурах (плюс 16—18 градусов, плюс 5—8 градусов и около нуля).

Установите, как в течение зимнего периода будет изменяться вес животного при спячке в различных температурных условиях.

Особенно интересно получить от животных в уголке живой природы потомство и проследить за его развитием, определив, когда у новорожденных открываются глаза, как изменяется вес с развитием животного и каково при этом соотношение частей тела, когда молодняк начнет выходить из гнезда и проч. Интересно также проследить за проявлением безусловных рефлексов у животных.

Первый ярко выраженный безусловный рефлекс, который можно наблюдать у млекопитающих, — рефлекс сосания.

Крольчонок иногда уже через несколько минут после рождения присасывается к соску своей матери.

В этот период легко заставить мать выкармливать чужих детенышей. Например, кошка при выкармливании котят может воспитать и подложенного к ней крысенка. Юннаты Киевского зоопарка устраивали специальный «кошкин дом»: в большой клетке стоял фанерный домик, возле которого лежала кошка, а вокруг нее резвились котята, крысята и белочки.

При проведении подобного опыта очень важно, чтобы крысята, бельчата и детеныши других животных, подкладываемые к чужой матери, имели запах ее детенышей. Для этого необходимо подкладываемых детенышей предварительно обтирать шерстью приемной матери.

  1. Конечно, когда животные начнут подрастать, всем членам этой «семьи» следует в достаточном количестве давать соответственный естественный корм, иначе они могут напасть друг на друга.
  2. В уголке живой природы можно проследить, у каких животных быстрее вырабатываются условные рефлексы — у родившихся от прирученных животных или от диких животных.
  3. Разрешение этого вопроса требует, конечно, длительных наблюдений.

Интересно провести опыт с содержанием животных, например кроликов, при различных температурных условиях. Этот опыт можно проводить в течение всего холодного времени года.

Для такого опыта подбирают двух кроликов одного пола, одной породы и примерно одинакового веса. Каждого кролика помещают в отдельную клетку (клетки также должны быть одинаковы).

Клетки с кроликами ставят в различные температурные условия (например, плюс 10—15 градусов и плюс 5 градусов). Если опыт ставится не на двух, а на трех кроликах, третьего кролика содержат в такой же клетке при температуре 0 градусов.

Через каждые семь-десять дней кроликов взвешивают. В эти же сроки учитывают расход кормов на каждого кролика.

  • При содержании кролика в условиях низкой температуры животному дают больше корма по сравнению с тем, который содержится в условиях повышенной температуры.
  • Проследите, как влияет температура на быстроту роста шерсти и её длину у кроликов.
  • Перед началом опыта на одинаковых небольших участках тела подопытного и контрольного кроликов состригите шерсть и сравните, какой длины отрастет шерсть за одинаковый срок.

Проведите опыты с выращиванием крольчат в различных температурных условиях. Выясните, в каких условиях молодняк вырастает более жизнеспособный, более развитый и устойчивый против заболеваний.

Много интересных опытов и наблюдений могут провести юннаты и с другими обитателями уголка живой природы, если организуют такой уголок у себя в школе.

Источник: https://www.activestudy.info/ugolok-zhivoj-prirody/

Тема: "Зима". "Признаки зимы"

Тема: «Зима». «Признаки зимы».

  • Задание 1.  Беседа о времени года
  • — Как вы думаете, какое сейчас время года?
  • — Как вы догадались?
  • — Какой день зимой?
  • — Какая ночь?
  • — Что можно сказать о снеге?
  • — Какой бывает лед?
  • — Перечислите  зимние  месяцы.

Задание 2.  Игра  “Назови действие, закончи предложение”.

  1. – Зимой метель … (метет)
  2. – Из снеговой тучи снежинки …(падают, летят, кружатся)
  3. – Мороз щеки и носы …(щиплет)
  4. – Птицы зимой перебрались по ближе к жилью человека, потому что …
  5. – На улице все падали и скользили, потому что …
  6. – Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что …

Задание 3. Игра “Назови ласково”.

  • Снег — снежок                 Сосулька – сосулечка
  • Мороз — морозец            Дерево — деревце
  • Ветер — ветерок            Горка – горочка
  • Лёд — ледок                    Холод — холодок
  • Зима — зимушка            Санки – саночки
  • Задание 4. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”
  • Раз, два, три, четыре, пять,        Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.         Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,        “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,       Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.            Ладошки кладут на стол одной и другой

стороной.

Задание 5.  Игра “Где это бывает?”

( для закрепления в речи предлога на.)

— Где лежит снежинка?
— Где висит сосулька? 
— Где замерз лед?
— Где катаются дети?

  1. — Где стоят санки?
  2. — Где слепили снеговика?

Задание 6.  Игра “Закончи предложение”.

  • (Добавлять слово снеговик).
  • Мы решили слепить…(снеговика).
  • Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).
  • Мы показали соседям нашего…(снеговика).
  • Мы играли с нашим …(снеговиком).
  • Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

Задание 7.Игра «Доскажи словечко».

 (Поиграем со  словом «снег»).

 «Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —
 Серебристые … (Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается … (Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее … (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился … (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — … (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой … (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (Снег.)»

Задание  8.  На листочках.

Источник: http://lastochka-madou.ucoz.ru/load/ugolok_logopeda/kazakova_t_d/tema_zima_priznaki_zimy/32-1-0-736

Ссылка на основную публикацию