Горные породы для детей

Изучаем такие удивительные и разные горные породы. Перед ребятишками, которые обращают внимание на детали окружающего их мира, в том числе – камни, рано или поздно обязательно встанет вопрос: почему камни разные? 

И если различие представителей растительного мира объясняется разными условиями их произрастания и ситуационной изменчивостью, что различие внешнего вида камней объясняется их происхождением.

Горные породы для детейизучаем горные породы

Как правило, если речь заходит о камнях, перед каждым ребенком встает образ гор и скал. Поэтому горные породы для детей обычно более интересны, чем остальные; они с удовольствием изучают происхождение горных пород.

Горные породы в зависимости от происхождения делятся на три группы:

  • Осадочные
  • Магматические
  • Метафорические

Из за дождя и ветра с гор постепенно вымываются песок и камни. Реки и ручьи смывают их в моря. Они накапливаются там слой за слоем, затвердевая. Так на дне моря формируются осадочные горные породы. Если спустя время море высыхает, то осадочные породы формируют основание суши.

Посмотрите, как это происходило:

Горные породы для детейэрозия горных породГорные породы для детейКамни и песок смываются дождемГорные породы для детейПесок и ил уносятся в моряГорные породы для детейСлой за слоем формируется осадочная порода на дне моряГорные породы для детейГорные породы и почвы на срезе оврага

Очень интересно ребятишкам представлять период, когда происходило бурное формирование земной коры. Именно тогда в результате землетрясений верхний слой нашей планеты образовывал бесконечные складки , от которых впоследствии отделялись гигантские плиты и заходили друг на друга.

Складки, не утратившие свою связь с внутренним слоем Земли – мантией, где кипит раскаленная лава, в результате и стали вулканами.

Извергаясь через жерло вулкана, лава попадала на поверхность суши, где из-за перепада температур и контакта с воздухом застывала, превращаясь в магматические горные породы: гранит, пемзу, базальт, обсидиан.

На поверхности суши эти породы подвергались постоянному действию воздуха, ветра, влаги. Влага попадала на них в виде капель дождя и брызг морей и океанов, покрывающих большую часть поверхности планеты. Под действием этих природных сил, магматические породы становились более хрупкими, и с течением времени рассыпались.

Горные породы для детейФормирование магматических горных пород

Но не только внешние силы могли воздействовать на камни. Если какая-то осадочная порода снова попадала в условия повышенной температуры и давления, она претерпевала изменения и становилась метаморфической.

На таком уровне преподносятся горные породы для детей 2 класса; горные породы для детей 3 класса изучаются более глубоко, с названием основных представителей, с включением такого понятия, как «окаменелости».

Окаменелости для детей – понятие очень интересное и интригующее. Оно позволяет почувствовать тонкую связь с прошлым и убедиться в существовании форм животных и растений, которые уже не встречаются в наше время. Именно поэтому изучение окаменелостей целесообразно проводить в 3 классе, когда по программе цикла «Окружающий мир» изучаются основные представители животного царства.

Окаменелости представляют собой остатки организмов (растений и животных), которые оказались заключенными между пластами горных пород.

Горные породы для детейРаковина покрывается слоем песка

Условия, которые создаются внутри горной породы, позволяют сохраниться большинству химических соединений, из которых состояли эти существа.

Горные породы для детейРаковина осталась в затвердевшей горной породе

Благодаря такой способности камней сохранять представителей животного и растительного царства, сегодня ученые имеют возможность получить представление о населении древнего мира.

Горные породы для детейОкаменевший скелет динозавра

Справка для юного геолога:

Осадочные горные породы:

ПесчаникМелКонгломератИзвестняк

Магматические горные породы:

ПемзаОбсидианГранитБазальт

В третьем классе обычно разбираются и другие качества горных пород, рассматривая их с точки зрения практической пользы для человека: горные породы представляются как ресурсы для жизнедеятельности населения планеты. Так, изучается значение камней, использующихся в строительстве зданий, в создании памятников культуры.

Особое внимание уделяется процессу добычи полезных ископаемых. Если ребенок уже получил представление о том, как происходят разные виды горных пород и каким качествами они обладают, он с легкостью осваивает материал школьной программы. Именно поэтому знакомство с процессом образования камней и появления новых форм лучше начинать еще в раннем возрасте.

Источник: https://montessoriself.ru/gornyie-porodyi-dlya-detey/

Почему камни разные? Клуб почемучек

Добрый день, участники и читатели Клуба почемучек. Помните, вчера я показывала нашу коллекцию камней? Она нам пригодилась не только для урока окружающего мира в школе, но и для ответа на вопрос, который прислали мне мама Светлана и ее доченька 5,5 лет: «Почему камни разноцветные?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы познакомимся с самыми основами науки геологии.

Название «геология» произошло от двух латинских слов «гео» — «земля» и «логия» — «наука». То есть, ученые-геологи, которые занимаются геологией, изучают все, что связано со строением нашей Земли: что находится в ее недрах, из чего она состоит и какие процессы происходят в ее глубинах. Мы уже как-то в Клубе почемучек выясняли, как устроена наша планета.

А узнали об этом геологи, в основном, изучая камни. Вот и мы сегодня, как настоящие геологи, будем изучать камни, чтобы ответить на вопрос, почему они разные. В моем ответе я намеренно использовала много «научных» слов, это мой метод знакомить ребенка с понятиями.

Если вам это кажется слишком «заумным», просто пропускайте термины — от этого ничего не измениться 😉

Горные породы для детей
Инструменты юного геолога

Сначала подумаем, что такое камни? Думаю, если вы спросите своего малыша, он ответит вам, что камни — это кусочки гор. И будет прав. Так и есть, камни — это куски горных пород, любые твердые ископаемые, кроме чистых металлов и песка. Из горных пород состоит вся твердая оболочка нашей планеты — литосфера. А сами горные породы состоят из минералов — простых веществ с определенными физическими свойствами и химической формулой, которые являются как бы «кирпичиками», создающими разные горные породы. Есть такие горные породы, которые состоят только из одного минерала — их называют мономинеральными (приставка «моно» значит «один-единственный»). Например мрамор состоит только из минерала кальцита. А есть составные горные породы, которые сложены несколькими минералами — полиминеральными (приставка «поли-» значит «много»). Например, гранит состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюды.

Всего на Земле известно всего около 40 породообразующих минералов — то есть минералов, из разных комбинаций которых состоят все на свете камни. Меня этот факт ужасно удивил: мне казалось, что их должно быть очень много — сотни и тысячи, ведь всего на нашей планете есть около 4 тыс. различных горных пород.

Мы можем предположить, что разница в цвете и других физических свойствах камней определяется их составом. Но стоит лишь посмотреть на два камня: алмаз и графит.

Они так не похожи друг на друга! Один твердый, гладкий, белый полупрозрачный, второй — черный, ломкий, совершенно непрозрачный. Один оставляет на окружающих предметах царапины. Второй — черную черту.

А ведь оба они состоят из одного и того же вещества — углерода!

Задание 1. Чем алмаз отличается от графита?

Покажите ребенку пример этих двух камней. Алмаз можно найти в виде бриллианта в украшениях: серьгах или колечках. А графит — это кусочек стержня простого карандаша. Рассмотрите их через лупу или микроскоп (как быстро сделать  микроскоп из мобильного телефона, я писала ЗДЕСЬ).

Предложите малышу самому определить, чем отличаются эти два образца и сделать вывод.

Горные породы для детей
Алмазы в кольце и графитовый стержень карандаша
Горные породы для детей
Кончик карандаша под микроскопом
Горные породы для детей
Бриллианты под микроскопом

Значит, кроме состава, какой-то еще фактор влияет на свойства камней. И ученые-геологи выяснили, что этот фактор — происхождение конкретной горной породы. Алмаз образовывался из углерода при одних условиях, а графит — в других. Поэтому они разные, хотя состоят из одного и того же вещества.

Каким же именно образом могут образовываться горные породы? Есть всего несколько способов — три основных мы разберем, а остальные, спорные, пока трогать не будем 😉

Итак, горные породы бывают магматического происхождения. То есть, они образовались из магмы и лавы при извержении древних вулканов. Когда магма застывала, получался твердый камень. Свойства таких камней зависят от состава первоначальной магмы и скорости и условиях ее остывания. 

Примеры магматических горных пород: базальт и гранит. Оба эти экземпляра есть в нашей коллекции, и я думаю, что и другим юным геологам не составит труда найти их на улице.

Горные породы бывают осадочного происхождения. То есть, они образовывались в результате того, что какие-то вещества осаждались и скапливались в больших количествах где-нибудь на дне древних океанов и спрессовывались в прочные конгломераты. 

Пример осадочных горных пород: известняки (образовавшиеся из раковин древних моллюсков). В том числе и знакомый всем нам мел. Можете смело отправлять его в коллекцию камней, хотя он сейчас и делается искусственно, а не является непосредственно горной породой.

И еще один вид происхождения горных пород — метаморфическое (от латинского слова «метаморфизм»  -«изменение»). Как понятно из названия, эти породы произошли в результате изменения первоначальных горных пород. Произойти это могло под влиянием высоких температур или высокого давления, которое превратило одни камни в другие. 

Например, тот же известный нам известняк из-за действия высоких температур и давления, превращается в мрамор —  камень, совсем на известняк непохожий. 

Задание 2. Чем мрамор отличается от мела?

Если у вас есть возможность, покажите ребенку оба эти камня. Мрамор можно найти в качестве каких-то декоративных изделий, мраморных плит на памятниках, лестницах, колоннах.

А известняк можно взять хотя бы в виде мела. Пусть малыш сравнит их — на ощупь оценит их гладкость, твердость. Выскажет предположение об их ломкости и способности оставлять следы на других предметах.

А потом сделает выводы, похожи ли они.

Горные породы для детей
Сравниваем мел, известняк и мраморизированный известняк
Горные породы для детей
Мраморизированный известняк под микроскопом
Горные породы для детей
Обычный известняк под микроскопом — отлично виден нуммулит

Теперь, я думаю, будет понятно, почему камни разные 🙂 Геологи даже придумали классификацию камней по их свойствам, чтобы было легче описывать их. Они выделяют такие основные свойства горных пород:

  • Цвет
  • Блеск
  • Твердость и хрупкость (оставляет ли на них следы другие камни или металл, легко ли их разбить)
  • Текстура (гладкость, зернистость, шероховатость)
  • Излом (как выглядит скол камня)
  • Наличие включений (кристаллов других минералов и т.п.)
  • Способность оставлять следы на бумаге или других предметах (черта)
  • Прочие особенности (проводит ли ток, имеет ли магнитные свойства, где используется и т.п.)
Читайте также:  Цветы из карандашей - поделка на 1 сентября и день учителя

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ЮНЫХ ГЕОЛОГОВ. 

Изучаем свойства горных пород.

Предлагаю вам с ребенком поставить опыты над несколькими различными горными породами. Для этого вам понадобится на ближайшей прогулке найти несколько экземпляров разных по составу и происхождению камней.

А еще молоток, гвоздь, лист бумаги и лупа.

Опыт 1. Определяем цвет, блеск  и текстуру камня.

Для этого вам понадобится только камни и лупа. Внимательно разглядите камень, отметьте его особенности: из чего он состоит, какой он на вид и на ощупь.

Горные породы для детей
Изучаем внешний вид камней

Опыт 2. Определяем твердость камня

Для этого надо взять гвоздь и провести им по камню, стараясь оставить царапину. По следу, который оставит гвоздь на камне, можно судить о его твердости.

Горные породы для детей
Проверка твердость камня

Опыт 3. Определяем как  выглядит излом камня и ищем в нем наличие примесей.

Самое интересное в природных камнях скрывается внутри. Излом камня выглядит гораздо ярче его поверхности, рисунок четче, а все кристаллы и жилки примесей видны как на ладони. Поэтому возьмите молоток и расколите образец. Сам характер того, какие осколки получатся у вас (неровный, раковистый, гладкий,  будут ли у них острорежущие края и т.д.), многое говорит о свойствах камня. 

Горные породы для детей
Этот камень на изломе дает красивый цвет, края скола острые. Из такого первобытные люди
вполне могли изготавливать свои каменные орудия: ножи и наконечники стрел.

Опыт 4. Определяем, какой след оставляет камень.

Возьмите лист белой бумаги и проведите по нему вашим камешком. Посмотрите, какую черту он за собой оставляет. По характеру и цвету этой черты тоже можно классифицировать горные породы.

Глина оставляет на бумаге серую черту, состоящую из мельчайших крошечек этой горной породы..

Результаты ваших опытов заносите в таблицу. По ней вам потом будет легко делать сравнительные описания, чем один камень отличается от другого. 

Вот результат нашего с Катей исследования свойств камней.

Таблица характеристик некоторых образцов камней из нашей коллекции

А напоследок расскажите ребенку, для чего нам нужны и важны камни. Где они применяются и какую пользу приносят.

Мы с Катей насчитали 8 видов пользы от камней и минералов: их используют в строительстве, из них делают поделки и памятники, изготавливают бытовые предметы (например, вазы или посуду из глины), их используют как украшения, они нужны в нашем организме (хотя и в микроскопических дозах), из них делают краски, из них изготавливают инструменты (например, алмазные сверла), их используют в приборах (рубины в часах). Может, вы сможете вспомнить больше? Пишите в х, будет интересно сравнить!

А еще я предлагаю сделать какие-нибудь поделки из камней

Детские поделки из камней

Удачных вам экспериментов и веселого творчества!

На следующей неделе я буду отвечать на вопрос мамы Риты и ее дочки Ани «Как деревья взламывают асфальт?»

А чтобы я ответила на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо:

1) Поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу «Клуба почемучек»), а если блога нет, то дать ссылку на страницу Клуба в своих соц. сетях.

2) Прислать ваш вопрос мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой «Клуб почемучек».  

  • Подписаться на новости Клуба можно прямо тут, заполнив форму рассылки.
  • После этого вам на почту будут приходить ссылки на новые выпуски «Клуба почемучек» и сообщения о розыгрышах призов.
  • Архив прошлых выпусков «Клуба почемучек» можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Материалы по теме:

Минералы мира http://all-minerals.ru

Мир минералов http://mirmineralov.ru

Минералы и горные породы России http://www.ecosystema.ru/08nature/min

Источник: http://www.tavika.ru/2014/10/stone.html

Атлас-определитель камней и минералов для детей "От земли до неба". Окружающий мир Плешаков + видео

Горные породы для детей

Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы — это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему «минералы и горные породы» дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы — это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки.

Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни.

Те, что встречаются чаще — полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще — поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза — красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>

Горные породы для детей

Малахит — ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Горные породы для детей

Янтарь — это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Горные породы для детей

Коралл — это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Горные породы для детей

Жемчуг — это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки — двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Горные породы для детей

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них — минералы, часть — горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Горные породы для детей

Полевой шпат — минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Горные породы для детей

Кварц — минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом — это аметист. Если белые — молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Горные породы для детей

Слюда — слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Горные породы для детей

Песчаник — горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня.

В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь.

Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Пемза — это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Гранит — это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита.

Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните — это кусочки полевого шпата, темные и блестящие — слюда, белые полупрозрачные — кварц.

Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как «гранум», отсюда и название породы — гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк — Мел — Мрамор

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка — мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор — это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора — это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

  • Торф —  Бурый уголь  —  Каменный уголь —  Антрацит.
Читайте также:  Игры на асфальте нарисованные мелом

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая — мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

  1. Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений — гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Железная руда — основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода.

Нефть — полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад.

Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Видео о красивых камнях из музея самоцветов:

  • На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:
  • АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ >>
  • ПРО ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ>>  
  • РАЗДЕЛ АТЛАСА ПЛЕШАКОВА ПРО ЖИВОТНЫХ >>
  • АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СОЗВЕЗДИЯ И ЗВЕЗДЫ >>

Источник: https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/1169-atlas-opredelitel-kamnej-i-mineralov-dlya-detej-okruzhayushchij-mir-ot-zemli-do-neba-pleshakov.html

Доклад-сообщение Горные породы

На нашей планете в недрах земли огромное количество ископаемых, их принято называть горными породами. В основном горные породы состоят из совокупности минералов, которые находятся в земной коре.

К горным породам относят не только твердые тела, но и воду, природный газ и  нефть.

Термин «горные породы» ввел в 1798 году геолог В.М. Севергин. Данный термин обобщил все известные на тот момент науки по изучению земной коры и пород, которые в ней есть.

Горные породы часто классифицируют по составу:

 Существует три класса горных пород.

Магматические горные породы

Название пошло от того, что данный класс горных пород образуются с магмы. Такие породы обычно очень твердые  и находятся глубоко в земле, где преобладают высокие температуры.

  • К данному классу породы относят гранит, который составляет самый больший процент встречаемых на Земле горных пород.
  • Гранит образуется не в чистом виде, в его составе очень много цветных и драгоценных металлов.
  • Если магма застывает в недрах земли, то порода образуется с крупными кристаллами, если же она выливается наружу и застывает на поверхности, то данная порода имеет мелкую кристаллическую структуру.

Осадочные породы

Данный вид пород образуется в основном на поверхности земли. Образование происходит в то время, когда осадки собираются на дне водоема или на суше, под действием сил земного притяжения.

Осадочные породы делят на три подвида:

Химические

Такие породы образуются в основном на дне водоема с калия и соли. Как раз эти породы и называют калиевыми солями, которые мы часто используем в промышлености.

Органические (органогенные)

Данный подвид пород образуется с остатков растений и животных на дне водоема. Такие осадки могут собираться миллионы лет, прежде чем образовать породу. Органические осадочные породы составляют 70% всей поверхности земли.

  1. К ним относят известняки, горючие породы и фосфориты.
  2. Обломочные

Такие породы обрели свое название, за счет того, что они образуются с обломков различных пород. В основном такие породы образуются с мелкого дробления пород, они часто используются в промышлености, а точнее в строительстве. К таким породам принято относить песок, щебень, гальку и глину.

Метаморфические породы

Если обобщить, то метаморфические породы это видоизменения в осадочных и магматических породах. Такие породы возникают вследствие высокого давления или перепадов температур.

Горные породы для детей

  • Доклад на тему Вред алкоголя на организм человека (сообщение)
    Медики различными методами пытаются предостеречь нерадивых горожан об опасности чрезмерного потребления алкоголя. В настоящее время, когда алкоголь занимает очень крепкую позицию в жизни люде
  • Доклад Образование и здоровье
    Образование – это то, что необходимо каждому человеку в современном мире. Но образование подразумевает определенного рода нагрузки. Как же быть, чтобы учёба негативно не отразилась на здоровь
  • Доклад сообщение на тему Акулы
    Акула – это безжалостный хищник, который появился ещё много лет назад. Крайне тяжело найти столь идеальный, но в то же время, очень древний организм, настолько приспособившийся к хищным водам
  • Сообщение доклад Планета Сатурн
    Планета Сатурн является 6 по счету от Солнца и представляет собой огромный газовый гигант, который обрамляется тысячей светящихся колец. Таким образом Сатурн представляет собой в действительн
  • Доклад-сообщение Вода
    Наша планета поистине уникальна и потрясающа, ведь именно на ней для человека имеются все те условия, которые позволяют ему жить и развиваться. Что говорить о человеке, вся жизнь, которая
  • Доклад Слюда полезное ископаемое 2, 3 класс сообщение
    Слюда – распространенный в природе минерал. Существует несколько видов этой горной породы, различающейся между собой по цвету и химическому составу. В зависимости от вулканических образований

Источник: https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/geografiya/gornye-porody

Сообщение о горных породах 2 класс

Горные породы для детей

Сообщение о горных породах кратко расскажет Вам много полезной информации о твердых телах, которые слагают литосферу Земли.

Что такое горные породы?

Горные породы – это природные, минеральные твердые тела (включая газы, воду и нефть), которые слагают литосферу Земли. Данный термин в геологическую литературу впервые ввел в 1798 году русский геолог В. М. Севергин. Сегодня изучено 1000 разных горных пород.

Какие бывают горные породы?

Горные породы в зависимости от происхождения делятся на 3 группы:

Покрывают больше 80% поверхности нашей планеты. Их характерные черты: слоистость и пористость.

Как правило, они формируются в океанах и морях в процессе накопления либо остатков погибших живых организмов либо  частичек разрушенных горных пород, принесенных с суши.

  Их накопления происходит неравномерно, поэтому осадочные горные породы образовывают слои разной мощности.  Часто ученые обнаруживают в них древние окаменелости животных и растений.

В зависимости от места образования осадочные горные породы делятся на:

  • Морские осадочные горные породы. К этой группе относятся некоторые виды глины, песок, гравий.
  • Континентальные осадочные горные породы. К этой группе относятся глина (измельченные твердые горные породы, состоящие из чешуйчатообразных частиц), которая прекрасно впитывает влагу, пластинная, водоупорная, имеет разнообразную окраску, и лесс (состоит из углекислой извести,кварца, гидратов оксида железа и частиц глины), который легко пропускает влагу.

Также выделяют обширную группу биогенных осадочных пород, сформировавшихся из остатков погибших животных и растений. Она группа включает:  известняки, мел, доломиты, трепел, нефть, горючие сланцы, каменный уголь.К осадочным относят породы, которые образовались после осаждения из осаждении из водных растворов (гипс, бурый железняк, каменная соль).

  1. Магматические горные породы 

Образовываются при остывании магмы. Их характерные черты: отсутствие слоистости и кристаллическое строение. В породах нет остатков умерших растений и животных. Они делятся на:

  • Глубинные магматические горные породы. Сформировались под большим давлением в глубине земной коры, происходит крайне медленное остывание магмы. Самая распространенная горная кристаллическая порода – это гранит, в составе которого имеются 3 минерала: полевой шпат, кварц и слюда.
  • Излившиеся магматические горные породы. Формируются после выхода магмы на поверхность. Внешне они выглядят как спекшаяся масса, иногда как вулканическое стекло. Реже может образоваться базальт, мелкокристаллическая порода.
  1. Метаморфические горные породы

Горные породы данной группы образуются в результате  химических изменений магматических и осадочных пород под влиянием высоких температур и высокого давления.

Например: из известняка получается мрамор, из глины — глинистые сланцы, из песка – твердые песчаники, кварциты.

В случае, когда на породу влияют физические факторы окружающей среды, то происходит перекристаллизация (из гранита получается новая порода — гнейс со слоистой структурой).

Надеемся, что «Горные породы» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А краткое сообщение о горных породах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Источник: https://kratkoe.com/soobshhenie-o-gornyih-porodah-2-klass/

Горные породы

Горные породы — это природные соединения минералов, их совокупности, содружества минералов. Строение породы определяется ее структурой, т. е. особенностями соединения минеральных зерен, их размерами, формой.

Одни породы состоят из крупных кристаллических зерен; другие — из мельчайших кристаллов, видимых только в микроскоп; третьи — из стекловидного вещества; четвертые — комбинированные, когда на фоне мельчайших кристаллов или стекловидного вещества встречаются отдельные крупные кристаллы.

Различают у горной породы и текстуру — ее сложение, или взаимное расположение и распределение слагающих породу минералов.

Например, массивная текстура — никакого порядка в расположении минералов не замечается; слоистая — порода состоит из слоев (пластов) разного состава; сланцеватая — все минералы плоские и вытянуты в одном направлении (например, у гнейсов); пористая — пронизанная порами; пузырчатая — с пустотами от выделившихся газов. Преобладающие в породе минералы называют породообразующими.

По происхождению горные породы подразделяют на магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические (изверженные) образуются в результате затвердения магмы. Если расплав застывает на глубине, возникают интрузивные (глубинные) породы, при застывании лавы на земной поверхности — эффузивные (излившиеся).

Интрузивные породы застывают медленнее, и поэтому структура у них полностью кристаллическая; у эффузивных она скрытокристаллическая, мелкозернистая или стекловидная.

Каждой интрузивной породе соответствует эффузивная того же химического состава.

Магматические породы подразделяются по химическому составу, главным образом по содержанию в породе кремнекислоты — SiO2. Меньше всего SiO2 в породах, называемых ультраосновным и. Это тяжелые темные или магматические горные породы, богатые окислами железа и магния. Следующая группа — основные породы, тоже темного цвета (например, базальты).

Читайте также:  Поделка овечка своими руками

Эти породы содержат больше кремнекислоты; в них преобладают светлые минералы — диориты и сиениты интрузивные и соответствующие им эффузивные — андезиты и трахиты. Кислые породы больше чем наполовину состоят из кремнекислоты, ее избыток выделяется в виде кварца; цвета их светлые.

Это граниты и гранодиориты интрузивные и соответствующие им эффузивные — липариты и кварцевые порфиры.

Осадочные горные породы обычно делятся на четыре группы по способу образования: обломочные — результат дробления, глинистые — действия коллоидов, хемогенные — химических процессов, биогенные — жизнедеятельности организмов. Для осадочных пород характерно залегание в виде пластов (слоев), линз и других геологических тел различной формы и размера. Со временем осадки уплотняются, цементируются и превращаются в осадочные горные породы.

Обломочные породы в зависимости от размеров частиц бывают крупно-, средне- и мелкообломочные. Глинистые породы состоят из тончайших коллоидных частиц. С примесью песка они называются суглинками, а если песка больше, чем глины, — супесью.

К хемогенным породам принадлежат железные руды — бурый железняк и сидерит, отлагавшиеся в морях, озерах и болотах; марганцевые руды; бокситы — алюминиевая руда и др.

Хемогенные известняки получаются при отложении углекислого кальция из водных растворов.

Типичные хемогенные породы — каменная, калийная соли и гипс. Известняки бывают и биогенными, если они возникли из известковых раковинок, скелетов, скорлупок водных животных и водорослей.

Среди них обыкновенный пишущий мел — мелкозернистая однородная порода небольшой твердости, состоящая из известковых скелетов мельчайших одноклеточных водорослей и корненожек. Осадочных пород много, и они очень разнообразны. Земная поверхность, за исключением щитов, сплошь покрыта осадочным чехлом.

Эти породы составляют 70% толщи земной коры. Местами, там, где подстилающий их кристаллический фундамент сильно прогнулся, толщина породы достигает 15—25 км.

Метаморфические горные породы — это породы, первоначально образованные как осадочные или магматические и претерпевшие изменения в недрах Земли под действием высоких давлений, температуры, а также раскаленных газов, горячих водных растворов. Для таких пород характерна кристаллическая структура, но, например, у гнейсов — сланцеватая и полосчатая текстура.

Сланцеватой текстурой также обладают кристаллические сланцы. Кварциты возникают при перекристаллизации зерен кварцевого песка и песчаников. Интересны железистые кварциты, используемые в качестве железной руды (Курская магнитная аномалия, Кривой Рог).

Известняки, подвергшиеся воздействию высоких температур, превращаются в мраморы различной окраски в зависимости от примесей.

Глинистые сланцы — продукт начальной стадии метаморфизации. Это плотная сланцеватая глинистая порода серого или черного цвета.

Они мало отличаются от глины, но уже не размокают в воде и приобретают способность раскалываться на плитки.

Образуются сланцы в результате уплотнения глин и их частичной перекристаллизации при погружении на глубину. Человек использует глинистые сланцы как кровельный материал.

Метаморфическим путем, т. е. в результате значительного преобразования обломочных и глинистых пород, возникают граниты. С процессами метаморфизации связаны месторождения многих полезных ископаемых.

Источник: http://de-ussr.ru/spravochnik/yungeo/gornye-porody.html

Опорный конспект к уроку "Минералы и горные породы" для детей визуалов

Горной породой называют минеральную массу, состоящую из одного (мономинеральная порода) или нескольких минералов (полиминеральная порода).

Основными породообразующими минералами являются кварц, полевые шпаты, слюды, железисто-магнезиальные минералы, карбонаты и сульфаты.

По химическому составу минералы условно делятся на пять групп: кварц, алюмосиликаты, железисто-магнезиальные силикаты, карбонаты и сульфаты.

Минералом называют природное химическое вещество, образовавшееся в результате различных физико-химических процессов, происходящих в земной коре и имеющее приблизительно однородный химический состав и физические свойства.

Горные породы

Минералы

  • В недрах Земли
  • В зависимости от условий образования горные породы делятся на три основные вида: изверженные (первичные), осадочные (вторичные) и метаморфические, или видоизмененные.
  • изверженные

Горные породы

осадочные

метаморфические

Обломочные— образовались из мельчайших частиц раздробленной лавы, выброшенной на поверхность земли при извержении вулканов. Делятся обломочные породы на рыхлые (вулканический пепел, вулканический песок, пемза) и сцементированные (вулканические туфы) породы.

Обломочные (механические осадки)- рыхлая смесь, состоящие из отдельных зерен разрушившихся первичных горных пород (песок, гравий, глина) или сцементированные различными природными вяжущими веществами смесь рыхлых зерен с образованием при этом плотных горных пород (песчаники, конгломераты).

Температура

+ давление = перекристаллизация без плавления

Излившиеся— образовались при быстром остывании магмы, излившейся на поверхность земли, и в зависимости от времени остывания имеют мелкозернистое, скрытокристаллическое или аморфное строение с плотной или пористой структурой. К ним относятся: порфиры, диабаз, базальт, андезит, трахит.

Химические — образовавшиеся при осаждении из водных растворов минеральных веществ с последующим их уплотнением и цементацией. К этим породам относятся: ангидрит, гипс, доломит, магнезий, мергель.

Органогенные— породы образовались в результате отложения остатков отмерших животных и растительных организмов, скелеты и панцири которых содержат минеральные вещества. К органогенным породам, уплотненным и сцементированным, относятся плотный известняк, известняк-ракушечник, мел, трепел, диатомит.

Глубинные— образовались в результате медленного остывания магмы в толще земной коры и характеризуются большой объемной массой, высокой прочностью и малым водопоглощением. К ним относятся: гранит, диорит, лабрадорит, габбро, сиенит.

Источник: https://infourok.ru/oporniy-konspekt-k-uroku-minerali-i-gornie-porodi-dlya-detey-vizualov-808183.html

Конспект занятия "Горные породы" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

  • Тема занятия: «Горные породы».
  • Цель:
  • Познакомить детей с разнообразием камней, их различными фракциями и свойствами.
  • Познавательные задачи:
  • — Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания умения навыки.
  • — Расширять знания детей о камнях, какое значение имеют камни в природе?
  • Развивающие задачи:
  • — Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, память.
  • Воспитательные задачи:
  • — Воспитывать интерес к природным явлениям
  • — Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Материалы и оборудование:
  • проектор, экран, презентация к НОД, камни морские, речные различных цветов и размеров, образцы песка, щебня, гравия, кораллов. Шкатулка из камня с украшениями из полудрагоценных камней (змеевик, агат, тигровый глаз)
  • Ход НОД:
  • Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим, вам придется отгадать загадку:
  • Из меня кулич испечь удобно,
  • Только есть его нельзя, дружок,
  • Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
  • Догадался, кто я? Я — …(Песок)
  • Воспитатель: Кто мне подскажет, что такое песок, из чего он состоит?
  • Дети: предполагаемые ответы.
  • Воспитатель: Давайте разберемся в этом подробнее.

У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна,  на   поверхности много камней,  возвышаются  горы..Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами.

Воспитатель: Горы со временем разрушаются, как вы думаете – почему?

Дети: предполагаемые ответы.

Воспитатель: Из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас к столу.

Опыт №1. Самый красивый камень.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на камушки.  Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне. Дети выбирают камни и обосновывают свой выбор.

Воспитатель: Ребята, камни действительно красивые, чем они отличаются друг от друга (форма, цвет, поверхность и т.д.)?

Опыт №2.Самый большой и самый маленький.

Воспитатель: Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№3. Самый шершавый и самый гладкий.

Воспитатель: Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками (дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Скажите, что сделало его таким?

  1. Дети: предполагаемые ответы.
  2. Воспитатель:  А теперь предлагаю вам превратиться ненадолго в скалу и представить, как она разрушается со временем. 
  3. Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят,  прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы.

Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору.

  (Дети по одному отбегают от горы «врассыпную»)

Воспитатель: Что осталось после скалы? Ребята, может быть, вы уже догадались, что такое песок, на что похожи песчинки?

Дети: предполагаемые ответы.

Сначала стояла неподвижная скала, затем ветер и вода разрушали её, от нее откалывались камни, затем камни дробились на еще более мелкие кусочки и превращались в щебень, а затем щебень раскалывался еще на более мелкие частички, эти частички шлифовало море и они превращались в гальку, а галька со временем превращалась в песок..

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что песок бывает разного цвета? Как вы думаете, какого?

  • Дети: предполагаемые ответы.
  • Воспитатель: Желтым он бывает из-за присутствия в составе кварца.
  • Розовым — из-за того что шторма разбивают и измельчают розовые коралловые рифы.
  • Белым — потому что море выносит на берег частички белых кораллов и ракушек.
  • Черным — потому что при извержении вулкана лава опускается в воду, где остывает и дробится на мелкие частицы, постепенно превращаясь в мелкий песок.
  • Воспитатель: Ребята, а вы можете мне сказать, как человек использует песок? 
  • Дети: предполагаемые ответы.

Воспитатель: Ребята, у меня есть шкатулка. Как вы думаете, из чего она сделана?

Давайте попробуем догадаться, как называется этот полудрагоценный камень? На шкуру какого животного похож?…это змеевик, также ребята пробуют отгадать тигровый глаз.

Контрольные вопросы с мячом или «волшебным микрофоном»

Воспитатель: Из-за чего разрушаются горы? Почему морские камушки гладкие? Что такое песок? Почему он бывает разного цвета?

Дети: предполагаемые ответы.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/10/23/nod-gornye-porody

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector