Учимся считать от 1 до 10 по монтессори

Устный счет – навык, необходимый для развития мозга. Кроме того, он необходим каждому человеку в его обычной жизни. Но не всем детям счет дается легко и просто, чтобы научить ребенка считать в уме, родителям нужно набраться терпения и подойти к решению проблемы творчески. Ведь известно, что дети лучше всего запоминают то, что им показывают в процессе игр

Идеальный возраст для обучения счета – 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка активно развивается. Таким образом, желательно, начинать обучение еще до поступления в школу.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Основные правила обучения:

  • Заниматься нужно регулярно, но продолжительность занятий должна быть невелика. Лучше провести три занятия в день по 5-7 минут, чем заниматься трижды в неделю по часу. Короткие занятия не перегружают ребёнка, поэтому он сохраняет интерес.
  • Не стоит давать детям слишком сложные задания. Если у ребенка не получается, нельзя его ругать. Возможно, ему слишком тяжело дается усвоение информации, поэтому при неудаче стоит немного отступить, и давать ребенку более простые задания.
  • Желательно, закреплять выученное в повседневной жизни. На прогулке – посчитать машины или птичек, которые сидят на дереве. Дома поручить ребенку посчитать, сколько тарелок нужно поставить на стол, когда семья садится обедать и пр.
  • Соблюдать очередность процессов, они идут в следующем порядке – этап привыкания, этап понимания и этап запоминания.

Очень важно, не торопить ребенка, а если у него что-то не получается, то не раздражаться. Терпенье – очень важный момент в обучении, так как раздражительность родителей или их пренебрежительное отношение к успехам ребенка отбивает желание учиться.

Существуют разные способы обучения детей счету. Разберёмся, что такое ментальная арифметика. Это оригинальная методика развития интеллекта, которая применяется в Японии несколько тысяч лет. Именно в стране восходящего солнца придумали уникальные счеты, которые получили название абакус. Именно этот инструмент используется при обучении.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Обычное обучение счету основано на памяти, то есть детей просто обучают запоминать, сколько получится, если сложить два числа. Если счет в пределах 10 легко осваивают практически все дети, то работы с большими числами вызывает большие затруднения.

Интересно! Ментальная арифметика – это методика, при помощи которой активизируется сразу оба полушария мозга, одно из которых отвечает за логическое мышление, а второе – за творческое. При правильном обучении методике дети учатся складывать в уме большие числа.

Заниматься ментальной арифметикой рекомендуют детям в возрасте от 4 до 16 лет, но, разумеется, у каждой возрастной группы своя методика обучения. Но лучше начинать учить ребенка в дошкольном возрасте.

Базовым инструментом обучения являются счеты абакус. По внешнему виду они похожи на обычные счеты, но они отличаются количеством костяшек. На первых занятиях дети просто рассматривают счеты, играют, передвигая костяшки. Это занятие способствует развитию мелкой моторики. Причем детей обучают работать со счетами обеими руками, чтобы были задействованы оба полушария.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Обучение ведется в группах, занятия приводят 1-2 раза в неделю. Один уровень обучения занимает около 4 месяцев, всего таких уровней – 12. Обучение должны вести специалисты, так как неправильно применённая методика, не только не даст нужно результата, но и может принести вред.

Методика Зайцева

Методика Зайцева предлагает обучать ребенка счету в возрасте 4 лет, в этом возрасте у детей возникает интерес, особенно в том случае, если информацию ему предоставляют в игровой форме.

Начинать нужно с того, что ребенку показывают карточки с цифрами и называют их. Автор методики разработал набор карточек «Стосчет». В карточках представлены цифры и их количественный состав.

Карточки представляют собой таблички из 5 столбиков и 2 строк, цифры обозначаются количеством закрашенных ячеек.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

При переходе к изучению десятков, для обозначения цифр используются две карточки с закрашенными ячейками, одна обозначает первую цифру двузначного числа, другая – вторую. На словах методика может показаться слишком сложно, но на практике дети очень быстро понимают, что от них требуется.

Таблички для обучения счету необходимо расположить карточки в комнате, где живет ребенок, на уровне его глаз. Каждый раз, после изучения новой цифры, вывешивается новая карточка. Таким образом, со временем образуется ряд карточек, по которым ребенок может наглядно видеть, как располагаются цифры в числовом ряду.

После того, как ребенок хорошо усвоит цифры первого десятка, можно будет приступать к обучению выполнению простых арифметических действий – сложению и вычитание. Примеры решаются в том же ряду карточек, ребенок просто проходит вдоль ряда вперед или назад, выбирая заданное в примере число.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

На изучение счета в пределах десяти, обычно, уходи немного времени. После этого можно переходить ко второй части методики – обучению счету в пределах 100. После изучения этого раздела, переходят к следующим частям:

  • получению навыков счета, в том числе и изучение умножения;
  • изучение чисел в пределах 1000;
  • получение первых понятий геометрии и стереометрии.

Методика Полякова предлагает начинать занятия с ребёнком в дошкольном возрасте, в тот период, когда ребенок уже начал обращать внимание на книги, буквы и цифры.

Основана методика на целостности детского мышления. Автор не советует учить ребенка прибавлять или вычитать по одной единице, нужно сразу показать, как оперировать целыми цифрами. То есть, необходимо учить считать 3 + 3, а не 3 + 1 + 1 +1. Понятно, что в первом случае результат будет получен быстрее.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Методика предполагает задействовать сразу два вида памяти – зрительную и тактильную, занятия строятся на игре с кубиками с цифрами. Занятия проводят индивидуально или в небольших (2-3 человека) группах, причем, как отмечают педагоги, эффект от групповых занятий выше, так как присутствует соревновательный момент.

Занятия должны продолжаться около 15 минут, Поляков не рекомендует останавливаться исключительно на счете, педагог рекомендует комбинировать их с занятиями по обучению чтению и письму.

Начинать необходимо с запоминания счета в пределах 10. Тренировки рекомендуется проводить в самых разных метах, то есть, не только во время занятий, но и в быту – во время игры, еды, прогулок и пр. одновременно ребенок должен усвоить такие понятия, как «больше» и «меньше».

Для обучения счету используют небольшие кубики, прямоугольные фишки с цифрами и коробки с выемками под кубики. Суть методики – в запоминании ребенком формы числа, которая создается из кубиков и пустых клеточек.

Начинают занятие с использованием двух кубиков. Их приставляют и убирают разными способами, пока ребёнок твердо не усвоит, из чего состоит число «два». После чего переходят к изучению числа 3. При изучении чётных чисел, малыша нужно научить делить кубики поровну.

Решение примеров проводится с использованием тех же кубиков, а также, сказочных персонажей. Поляков в своей методике использует гномов, но можно выбрать и других героев сказок – принцессу, супергероя и пр.

Цель занятий – сформировать у ребенка зрительный образ чисел, основанный на основе количества предметов (кубиков) и доведенном до автоматизма определении количества без пересчета.

Методика Монтессори

Методика Монтессори основана на пробуждении интереса ребенка. Задача обучающего – понять, что именно интересует ребенка и создать условия, в которых ребенок может развиваться, получая знания.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Методика предполагает проведение групповых занятий, причем в группу могут входить дети разного возраста, более старшие в процессе занятий опекают младших.

При обучении счете по данной методике ребенку необходимо использовать тактильные ощущения, то есть, чувствовать цифры пальчиками, а не только видеть их визуально. Материалы для обучения должны быть удобными, яркими и привлекающими внимание.

Пример занятия по изучению счета по Монтессори:

  • для обучения требуется игральный кубик, стеклянные шарики и фетровый коврик;
  • занятие начинается с броска игрового кубика;
  • затем ребенок смотрит, сколько точек выпало на кубике и выкладывает на стол столько же стеклянных шариков. Так проводится обучение сопоставление количества нарисованных точек и реальных предметов;
  • затем на коврике выкладывают по порядку карточки с цифрами и напротив каждой карточки ребенку предлагается поставить игральный кубик с соответствующим количеством точек. В этом случае проводится обучение сопоставления абстрактной цифры и конкретного количества точек;
  • это упражнение включает в себя сочетание первых двух. Необходимо выложить цифру, кубик с соответствующим количеством точек и такое же количество шариков.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Таким образом, в процессе обучения точек ребенок одновременно задействует зрительные и тактильные эмоции. А разнообразные задачи, которые ставятся перед малышом, не позволяют ему заскучать.

Считаем в пределах 10

Родителям стоит обучить ребенка счету в пределах 10 еще до школы. Методик «Считаем в пределах 10» довольно много, родители могут выбрать ту из них, которая подходит их ребенку. Вот несколько советов по обучению:

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

  • начать стоит с усвоения понятий «много», «мало» «несколько»;
  • затем нужно усвоить понятия «столько же», «поровну», «больше» и «меньше»;
  • следующий этап – обучение выделению предметных комплексов, и перечислению предметов, входящих в комплекс с обозначением объединяющего их принципа. К примеру, из корзины с игрушками нужно выбрать только машинки.

Овладение счетом, как правило, происходит в возрасте 4-6 лет:

  • в 4 года ребенка знакомят с цифрами первой пятерки и их образованием, обучают прямому счету до пяти, а потом и до 10;
  • пятилетнего ребенка знакомят с числовым рядом, он должен понять, что у каждого числа свое место. Причем, каждое последующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему;
  • далее можно учить ребенка считать двойками, тройками и пятерками.

Для обучения сложению и вычитанию используют наглядные предметы. Основа упражнений на вычитание – удаление из группы части предметов. На сложение – прибавление части предметов к группе.

Считаем в уме в пределах 20

После того, как счёт в пределах десяти будет твердо усвоен, можно переходить к следующему шагу. Эти шагом будет программа – считаем в уме в пределах 20.

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Начинать нужно с изучения чисел второго десятка и порядка их расположения. Пока не будет усвоен этот материал, двигаться дальше нельзя. После чего, необходимо подготовить счетный материал – 20 одинаковых предметов. Например, небольших кубиков, счетных палочек, шариков и пр.;

Раскладывают предметы (к примеру, кубики) в два ряда по 10 штук. Первый ряд – числа первого десятка, второй – числа второго. Раскладывают их так, чтобы цифра 1 располагалась под цифрой 11, 2 под 12 и так далее. Так будет проще запомнить названия чисел второго десятка.

!!! Важно чтобы ребенок уяснил, что двузначное число состоит из десятков и единиц. Для этого также потребуются кубики или другой наглядный материал.

Выкладывают десяток кубиков (это десяток) и прибавляют к ним, к примеру, два кубика. Выполняют это действие, проговаривая фразу «десять плюс два равно двенадцать». Таким же образом составляют другие числа. После того, как ребенок усвоит правила сложения, можно перейти к вычитанию. Проводится оно по тому же принципу.

Тренировки

Чтобы ребенок быстрее усвоил счёт, нужны регулярные тренировки. Не нужно приурочивать их к специально выделенному времени. Тренироваться можно практически в любой обстановке.

  • На прогулке считать, камешки, веточки, листики.
  • Просите ребенка при игре в песочнице слепить определенное количество «куличиков», а потом убрать часть из них.
  • В магазине можно считать упаковки творожка или йогурта, которые мама складывает в корзинку.
  • Дома можно предложить ребёнку посчитать ложки, чашки и другие бытовые предметы.

Одним словом, тренировать устный счет можно практически в любой ситуации, причем, превращая эти тренировки в веселую игру.

Источник: https://4allwomen.ru/deti/razvitie/kak-nauchit-rebenka-schitat-v-ume-plyusy-i-minusy-raznyx-metodik/

Учим ребенка считать: четыре игровых методики | Все Для Детей

Глубокое обучение математике несколько отличается от обычного: «Раз, два, три». Если Вы хотите, чтобы ребенок пришел в школу основательно подготовленным, ознакомьтесь с обзором методик,  посвященных теме, как научить ребенка считать. Кто авторы этих систем? Как работают пособия? Эффективны ли они, и какую из них выбрать? Все это Вы узнаете прямо сейчас.

Небольшое предисловие: ранняя математика «да» или «нет»?

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Возможно, кто-то удивится, увидев в подзаголовках знакомые имена – Монтессори, Доман, Зайцев и семья Никитиных. Еще бы, ведь они фигурируют как авторы-новаторы, предложившие миру принципиально разные методики чтения или приемы обучения, как Мария Монтессори.

Тем не менее, каждый из этих людей изобрел нечто, заслуживающее самого пристального внимания – нестандартные приемы для обучения математике. Обратите внимание – ни счету, ни сложению и вычитанию, а именно математике. Каждая из методик ценна.

У них нет противопоказаний и специальных ограничивающих рекомендаций. Они во многом перекликаются. Их можно использовать так, как понравится ребенку или покажется рациональным Вам: все вместе, по очереди, часть методики или всю методику сразу.

Семья Никитиных: обучение счету по точкам

Обучение счету детей «по Никитиным» может осуществляться по-разному. Этот прием – трансформировавшийся в игру проверочный тест. Пособие представляет собой небольшие квадраты, на которых в определенной симметрии построены числовые фигуры из крупных точек. К ним прилагаются цифровые карточки такого же размера.

Читайте также:  Рамка для фото своими руками

Необходимо, чтобы малыш научился систематизировать карточки: сначала по цвету, после по количеству и цифрам. Далее следует стандартный набор математических заданий, подобранных специально, чтобы научить ребенка считать:

  • сколько – в разных вариантах;
  • подбери цифру;
  • найди быстро;
  • сравни;
  • сосчитай;
  • что лишнее и другие.

Таким образом, в игре у детей формируется представление о числе и его связи с цифрой.

Никитинская таблица «Сотни» – способ обогнать сверстников

Как научить ребенка считать в пределах сотни? Вам поможет простая и интуитивно понятная (для взрослого-наставника) система цифр и точек.

Вам, вероятно, будет интересно знать, почему многие авторы развивающих методик предпочитают простые геометрические формы – круги, квадраты и т.п.? Как известно, дети – народ отвлекаемый. Так зачем лишний раз рисковать потерей полезных и кратких минут, размещая яркие картинки?

Сама таблица «Сотни» выглядит, как сетка. В центральной ее части расположены цифры, а по периметру – точки в соответствующих количествах. Она легко решает ту еще задачку для родителей — как научить ребенка считать до 100. К перечисленным выше заданиям добавляются действия с числами, содержащими десятки и сотни.

Собственно, эти два простых, но объемных приема, охватывают программу начальной школы касательно счета со знаками «+» и «-.

» Сами Никитины приводят пример, как их шестилетняя дочь удивила родителей и составила непростую логическую задачу, используя числа от 50 до 500. А это – высший пилотаж даже для четвероклассника.

Кроме этих игр, педагоги разработали и другие не менее полезные приемы, о которых мы еще поговорим в следующих статьях.

Зайцевское «Нет!»: обучение математике не до десяти, а до тысячи…как минимум

Как научить ребёнка считать до 10 – головоломный вопрос, который заставляет рыдать не одну старательную маму. Если бы было достаточно просто сосчитать, а то ведь еще состав нужно усвоить, плюс и минус понять, научиться сравнивать и даже решать уравнения!

Николай Александрович подумал и изобрел методику столь же новаторскую, как и кубики, но под именем «Стосчет». Сам автор предупредил, что сто – это мизер, на который способен мозг пятилетнего ребенка. Поменяв виды деятельности местами, Зайцев определил, что важнее и первоначальнее счет в уме, и лишь потом идут письменные вычисления.

«Стосчтет» – набор пособий, в котором, снова-таки, обыгрывается тема цифр и геометрических фигур. Фигуры необходимы для количественного иллюстрирования цифры.

Лента «Стосчет» знакомит детей со всеми видами математических операций с числами. Дети, усвоившие алгоритм ленты, легко выходят за границы сотни, достигают тысячи и даже перешагивают этот рубеж. Ребенок научается устному счету как бы незаметно для себя. Кроме того, он увлечен, а это много стоит.

Фишки, из которых состоит лента, выглядят как двойной дидактический набор: необходимое количество кругов, квадратов и соответствующая им цифра. Фигуры расположены симметрично и наглядно показывают строение числа в двух вариантах.

Таблица «Стосчет» состоит из таких же фишек, но их размещают прямоугольником. Задания, придуманные автором для детишек, построены таким образом, что дети не решают, а ищут. В процессе игры, они овладевают составом числа, учатся считать и сравнивать и все это без корпения над тетрадью до 23.00.

Гений Гленна Домана: обучение математике

Известнейшая и полезнейшая методика реабилитации тяжелобольных детей с мозговыми повреждениями … Мы не можем не сказать пару слов в защиту Гленна Домана. Будучи врачом, восстанавливавшим ребятишек после травм, автор изобрел свою систему, как один из методов лечения и адаптации. Методика дала прекрасный результат на этой очень непростой аудитории.

В карточках Домана, созданных для детей с ограниченными возможностями, была «замечена» новая методика обучения детей счету.

Что представляют домановские карточки для счета? Это наборы квадратов, на которых расположены точки либо систематизировано, либо хаотически. Показывая карточки несколько минут в день, родители могут научить детей узнавать числа и считать. Если учесть, что Доман оперировал большими числами, вызывает сомнение эффективность решения примеров без специального подсчета  точек.

Как научить ребенка считать по Доману? Подходит ли обучение по математическим карточкам автора обычным детям? Как формирование восприятия числа на уровне интуиции (без подсчета единиц) – да. Но как отдельный метод, он оставляет много белых пятен в математическом мышлении человека.

Мария Мотессори – богатейший набор приемов обучения математике

Наиболее емкая и универсальная метода, помогающая родителям разобраться, как учить считать ребенка-дошкольника. Не секрет, что большинство новаторских систем основаны на разработках Марии Монтессори. Эта привлекательная итальянка тоже не была педагогом. Но она придумала все самое лучшее, что только существует в мире педагогики даже сегодня, спустя почти сто лет от основания системы.

Опираясь на различный житейский опыт детей (сенсорику, память, запечатленные образы), Монтессори основала свою методу, в которую входят  упражнения на развитие способностей всех видов.

Пособия автора выполнены с учетом многих параметров: веса, тактильных ощущений, звука, размера, цвета.

Такой подход позволяет задействовать все виды памяти человека и дает возможность усвоить материал комплексно, посредством ощущений.

Математические пособия Монтессори до десяти

Пособия в виде деревянных брусков длиной от 10см до 1 м – штанги Монтессори — помогут справиться с первым десятком. Дети на практике смогут сравнить величины, ведь штанги имеют разную длину и разбиты на единицы – отрезки по 10см. Как научить детей считать еще быстрее? Воспользуйтесь карточками Монтессори. Это фишки, на которых изображены круги и цифры до 10.

Кроме названных брусков, в систему Монтессори входят веретенца, деревянные чипсы, разноплановые цифровые карточки, кегли и многое другое.

Золотые бусины Монтессори – обучение счету от 10 и до …бесконечности

Учимся считать от 1 до 10 по Монтессори

Эффектное и эффективное средство познания математики – золотой актив Монтессори. С ним у родителей не возникает головная боль, которая зовется, как научить ребёнка считать правильно. Занимаясь с бусинами, малыши 4-5 лет усваивают число на интуитивном уровне. Пособия, особым образом сконструированные из «золотых» бусин, раскрывают понятие числа.

Те же бусины, но в других комплектациях, таблицы, доски специальной конструкции, объемные фишки с примерами на сложение, материалы «Дроби», счеты оригинальной конструкции – вот небольшой перечень материалов Марии Монтессори для всестороннего обучения математике.

Материалы Монтессори убедительно иллюстрируют математические формулы. С золотыми бусинами, подкрепленными  цифровыми карточками, у Вас не возникнет проблемы, как научить ребенка считать столбиком. Сортируя наборы по разрядам и подбирая к ним цифры, дети в игровой форме поймут взаимосвязь математических понятий и действий.

Интересные факты о вычислениях столбиком

Подготовив ребенка к школе, позже мы неизменно задаемся вопросом: откуда двойки? Почему школьник, отлично решающий дома, не может сказать ответ учителю?
Как ни  банально, но это говорит лишь о том, что в его «математическом здании», где каждый кирпичик должен быть на своем месте, есть брак. Чаще все это такие проблемы, как: незнание состава числа, таблицы умножения, принципа разделения числа на разряды.

Не смотря на эффективность описанных методик, все они должны привести к  теории. То есть, школьник, усвоив числа образно, должен суметь ответить на все программные вопросы.

Однозначно, зубрить придется. Впрочем, это только на пользу. Российская программа дает наиболее четкий алгоритм, как научить ребенка считать в столбик.

Об этом рассказали нам родители, чьи дети обучались в иностранных школах.

Выходит, что традиционная запись с переносом или одалживанием разрядных единиц дает прекрасный результат при условии, если он подкреплен знаниями теории.

Ранние методики – математика на «отлично»

Отдельно хочется прокомментировать отрицательную точку зрения касательно методик раннего обучения математике. Если ребенок хочет знать, то эти знания дать ему необходимо. Тем более, что авторы не предлагают усаживать малышей за парту.

Все занятия проводятся «между делом» в доброжелательной для детского здоровья форме.

И это прекрасная альтернатива, если учесть предшкольную лихорадку, когда дитя в срочном порядке усаживают за рабочий стол, дают в руки учебник и счетные палочки и велят готовиться к школе.

По сути, методики раннего обучения математике – это несколько решений одной задачи. Этакий кубик Рубика, в котором единственно возможный и вполне реальный результат, – математические знания ребенка. Как всегда, мы советуем сочетать полезное и необходимое: нестандартные методы, которые, безусловно, полезны, и школьную программу, составленную и проверенную опытнейшими знатоками своего дела.

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1227-uchim-rebenka-schitat-chetyre-igrovykh-metodiki.html

Занятия Монтессори "Числовые штанги с табличками чисел"

Занятие по методике Марии Монтессори «Числовые штанги с табличками чисел»

Учимся считать от 1 до 10 по МонтессориМатериал: 10 штанг, по размерам соответствующих красным штангам. Они отличаются только тем, что разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см. Самая короткая штанга красная. Деревянные таблички с написанными на них числами от 1 до 10.

Прямая цель: ознакомиться с количествами 1-10. Увидеть взаимосвязь количеств и символов.

Косвенная цель: ознакомиться с метрической системой.

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Все штанги лежат в беспорядке на ковре. Ребенок раскладывает штанги в том же порядке, который был разучен на красных штангах.Привязка к хорошо знакомому. Учитель берет первые 3 штанги и отделяет их от остальных.

Он кладет самую короткую штангу перед ребенком, касается ее и говорит: «Раз». Первая ступень урока о наименованиях. Он кладет вторую штангу перед ребенком, касается по очереди обеих ее отрезков и считает: «Раз, два.-Два!» Точно так же он поступает с третьей штангой.

Каждый раз начинают считать с первого и касаются затем поочередно следующих отрезков штанги, чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел. Нужно считать отрезки, а не штанги. Учитель перемешивает штанги и говорит: «Дайте мне штангу 2!», или: «Покажи мне 3!» Каждый раз он просит ребенка посчитать.

Вторая ступень урока о наименованиях. Учитель берет одну из трех штанг, предлагает ребенку пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга. Третья ступень урока о наименованиях. Если ребенку интересно, учитель может ввести и другие штанги.

Когда упражнение заканчивают, учитель просит ребенка вновь восстановить нарушенный порядок штанг. При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно, чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

-из перемещенных штанг выбрать одну и пересчитать ее отрезки. Повторная проверка должна проводиться не только путем сравнения длин, но и с помощью чисел; — «Дай мне, пожалуйста, следующую/предыдущую штангу!»;

  • -пересчитать только красные или голубые отрезки штанги;
  • -назвать числа, начиная от самого большого и кончая самым маленьким;
  • -дополнить штанги до 10 (9-8-7).
  • Подготовка к сложению:
  • -после того, как введены цифры из шершавой бумаги, нужно использовать числовые таблички;
  • -штанги лежат в правильном порядке на ковре. Ребенок упорядочивает числовые таблички, располагая их около соответствующих штанг;
  • -числовые таблички лежат в ряд по порядку,штанги — беспорядочно. Ребенок подбирает к каждой штанге соответствующую табличку;
  • -ребенок раскладывает штанги по комнате. Он берет какую-либо табличку и ищет соответствующую штангу;

-штанги раздают детям. Дети со штангами быстро образуют ряд 1-10. Штанги меняют и строят новый ряд.

Следующие упражнения являются групповыми играми:

-«Штанга 6 идет ко мне! Теперь снова быстро образуйте правильный ряд!» Все дети равняются по штанге 6;

-штанги или числовые таблички распределяются между детьми. «Ищите своего (меньшего или большего) соседа!»;

-мы идем и одновременно считаем, затем возвращаемся и считаем в обратном порядке, но медленно! Счет ведется до того числа, которое представлено штангой или цифрой, находящейся у ребенка в руках;

-при ходьбе выделять четные или нечетные числа, громче произнося их или сильнее ступая ногами.

Применение. Провести игры, в которых дети могли бы применить приобретенные ими знания о числах, например, следующую игру. На разложенных карточках стоят числа 1-10. Карточки раздают детям. Каждому ребенку предлагают принести столько предметов, какое число указано в его карточке, и положить эти предметы на ковер.

Источник: https://chudo-udo.info/metodikamontessori/zanyatiya/1322-zanyatie-chislovye-shtangi-s-tablichkami-chisel

Читать онлайн "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет" автора Дмитриева Виктория Геннадьевна — RuLit — Страница 12

  • Замочки
  • Пособие помогает развить мелкую моторику ребенка, координацию движений, научить пользоваться простыми замками.
  • СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Благодаря этим предметам ребенок учится различать понятия: больше, меньше, средний, самый маленький, тонкий, толстый, длинный, короткий, высокий и т. п.

Коричневая лестница

Коричневая лестница – это 10 деревянных призм коричневого цвета, каждая длиной 20 см. Боковые стороны – квадраты с длиной ребер от 1 до 10 см.

  1. Розовая башня
  2. Это пособие представляет собой 10 розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
  3. Красные штанги
  4. Красные штанги – это 10 деревянных штанг, самая маленькая – 10 см длиной, каждая следующая на 10 см длиннее, самая большая – 1 м.
  5. Все вышеперечисленные предметы сенсорной зоны представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
  6. Блоки цилиндров
Читайте также:  Карета из тыквы своими руками: мастер-класс

Представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй – цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные и по высоте, и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает у ребенка мелкую моторику рук.

Цветные катушки

Первый набор состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй составляет одиннадцать пар различных цветов; третий – по семь оттенков каждого цвета.

  • Занятие с цветными катушками
  • Цветные катушки знакомят с названиями цветов, развивают восприятие цвета, учат различать оттенки.
  • Коврик

Коврик Монтессори включает в себя много различных элементов, которые малыши могут трогать, гладить, мять, тянуть, растягивать, отстегивать, то есть самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству.

Так как каждый элемент коврика многофункционален и направлен и на развитие различных анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на развитие навыка схватывания предметов, то есть на моторику руки и пальцев (особенно большого и указательного), то коврик можно использовать для самых разных совместных игр с малышом.

Развивающий коврик

Сенсорная доска

Кроме коврика, к зоне сенсорного развития относится и так называемая сенсорная доска. На листе фанеры размещены различные кусочки ткани, разные по фактуре, цвету.

Развивающий коврик

Также к доске приделаны пакетики с наполнителями. Наполнитель может быть любой: от крупы до гаек или ваты. Ребенок не только на ощупь определяет наполнитель или просто перебирает руками эти мешочки, но и сравнивает эти мешочки по весу.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Напомним, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.

Шершавые буквы

Шершавые буквы вырезаются из бархатной или другой шершавой бумаги. Малыш проводит пальчиком по букве, готовится к письму и чтению. Такое упражнение позволяет ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и связать звук с его графическим начертанием (буквой).

Шершавые буквы

Прописи

На фанерной доске сделаны углубления в виде различных линий. Для каждой линии – своя маленькая «каретка». Ребенок держится за нее и ведет «каретку» по линии до конца.

  1. Прописи Монтессори
  2. Пособие готовит руку к письму.
  3. Шумовые цилиндры

Этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, то есть к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

Рамки-вкладыши

Это пособие универсально и относится не только к зоне языкового развития.

Рамки-вкладыши

Рамки-вкладыши – это различные фигуры (от геометрических форм до контуров животных) и рамки. У вкладышей есть маленькая ручка для удерживания и перемещения фигурки. Малыш подбирает к каждой рамке соответствующую фигурку. И фигурку, и рамку можно обводить карандашом и получать различные рисунки.

Источник: https://www.rulit.me/books/metodika-rannego-razvitiya-marii-montessori-ot-6-mesyacev-do-6-let-read-323535-12.html

Учимся считать — советы на Яндекс.Маркете

Навыки счета нужно прививать детям с самого юного возраста. Во время игр в магазин, «дочки-матери», в настольные и подвижные игры, ребенку приходится давать сдачу, считать ходы и сервировать стол, учитывая количество «гостей», которые придут на кукольное чаепитие.

Когда начинать

С двух лет можно начинать обращать внимание ребенка на то, что все предметы представлены в разном количестве.

В основе обучения должны быть наглядные примеры: для двух ручек нужны две варежки, для двух ножек — два ботинка, мамино платье длиннее, чем у дочки, а у дочки — длиннее, чем у куклы.

Так у ребенка появляются навыки количественного сравнения и он начинает понимать, что значит больше, меньше и равно.

Развивая мелкую моторику, считайте пальчики на одной, а затем на двух руках — так ребенок постепенно запомнит последовательность цифр от 1 до 10. Используйте на занятиях игрушки с цифрами, звуковыми и световыми эффектами. С их помощью ребенок научится узнавать цифры и отличать их от букв.

Сравнение различных предметов развивает логику. Если к кукле на ужин пришли пять ее подружек, то стол с шестью тарелками, наглядно покажет, что одна чашка лишняя, а значит пять меньше шести.

Когда ребенку исполнится три-четыре года, переходите к более серьезным упражнениям с карточками с изображением цифр или магнитной кассой цифр.

Ребенок, привыкший к тому, что «три» — это три машинки, будет видеть рядом с изображением цифру 3 и начнет быстрее запоминать символы.

Во время занятий показывайте ребенку разное количество предметов и просите его найти карточку, соответствующую их количеству.

Играя в магазин, карточки с цифрами можно использовать как деньги, а игрушечные фрукты и овощи превратить в необычный счетный материал. Карточки можно купить готовые или сделать их вместе с ребенком: цифры нарисуйте толстым маркером, а картинки, иллюстрирующие количество предметов, замените наклейками. 

Собираясь на прогулку, начните отсчитывать время до выхода — это поможет освоить принципы обратного счета. Для развития навыков порядкового счета считайте количество ступеней, проезжающие машины или магазины, которые вы проходите по пути в детский сад.

Разобраться с понятием «состав числа» поможет коробка с карандашами.

Расскажите ребенку, что набора из двух карандашей хватит, чтобы он вместе с мамой смог нарисовать картину, то есть число два можно разложить на один и один, а с набором из трех карандашей можно и папу позвать рисовать — три можно разложить на два и один. В дальнейшем в процессе разделения числа на его составляющие ребенок начнет осваивать несложные арифметические операции.

К пяти годам старайтесь меньше использовать счетный материал при подсчете предметов. Малышам легче освоить азы математики, загибая пальцы, прибавляя или вычитая счетные палочки, но постепенно нужно переходить к устному счету. Математические цепочки и настольные игры помогают запоминать результаты вычислений и производить в уме несложные арифметические операции.

Начните с упражнений, где нужно считать предметы и выстраивать карточки по порядку. Например, чтобы собрать пирамидку, ребенку потребуется составить цепочку из пяти карточек — к первой карточке с пустой пирамидкой присоединить еще четыре картинки, где на пирамидке будет сначала одно, потом два, три, четыре колечка.

Постепенно усложняйте задания. Пусть ребенок возьмет карточку с предметом, соединит ее со знаком и цифрой, а затем с карточкой, на которой изображено количество предметов, получившееся после операции с первой и второй карточкой. Чтобы у ребенка не возникло трудностей с понятием «подобные слагаемые», работайте с карточками, иллюстрирующими одну тему: животные, спорт, одежда, игрушки.

На занятиях используйте математические прописи — они развивают мелкую моторику, учат писать цифры и математические знаки.

Начните с простых заданий: предложите ребенку обвести рисунки по точкам, затем переходите к более сложным упражнениям, где нужно нарисовать цифры и геометрические фигуры, ориентируясь на образец.

Следите, чтобы ребенок не только повторял рисунок, но и не отклонялся от линии, не заезжал за рабочие клетки и соблюдал интервалы между картинками.

Вопросу обучения ребенка математике посвящено множество авторских методик. В каждой из них есть свои плюсы и минусы. При работе по методике Домана, ребенку показывают яркие точки диаметром 2 — 3 см, нарисованные на бумаге. Их количество начинается с 5 и постепенно доходит до 20 штук.

В процессе тренировок ребенок перестает пересчитывать точки и начинает «на глаз» определять их количество.

На следующем этапе карточки комбинируют между собой и ребенок должен определить общее количество точек — например, карточку с пятью точками соединяют с карточкой с двумя точками, и в сумме получается семь точек.

Упражнение выполняются устно — так ребенок учится производить математические операции в уме. Методика Домана вырабатывает хороший навык автоматического счета, но недостаточно развивает интеллект и мышление. Кроме того, ребенок не осваивает понятия «шире-уже», «больше-меньше».

Для занятий по методике Зайцева необходимы специальные таблицы, карточки с цифрами и карточки, показывающие состав числа. Карточка, обозначающая 0, закрашена полностью, цифру 1 обозначает одна закрашенная ячейка, цифру 2 — две ячейки, цифру 3 — три ячейки. Десятки обозначаются несколькими полностью закрашенными карточками.

Обучающие материалы развешивают на стенах или магнитной доске, и по мере изучения цифр из карточек получается длинная цепочка. С ее помощью можно изучать не только состав и порядок чисел, но и освоить сложение и вычитание. Ребенок убирает или прибавляет число на ленте чисел и сразу видит правильный ответ.

Метод Зайцева учит быстро считать, но не очень хорошо развивает мелкую моторику, а значит ребенку будет сложно писать цифры.

Обучение по методике Никитиных строится на основе развивающих игр. В комплект для игры в «Уникуб» входят кубики с разноцветными гранями и задания. Ребенок должен соединить грани одного цвета, чтобы получился узор, как на картинке.

Во время упражнения «Дроби» ребенок работает с тремя рамками с вырезанными на них кружками: целыми и разделенными на части (от 2 до 12 частей). С их помощью можно объяснить понятия «целое число», «половина», «треть».

В методике Никитиных не очень много упражнений на развитие речи, но зато она учит ребенка самостоятельности, развивает логику и пространственное мышление.

Занятия по методике Монтессори начинаются с понятий «больше-меньше», «длиннее-короче», «шире-уже».

Ребенок составляет из отдельных частей геометрические фигуры, изучает таблицы с цифрами и соотносит цифры с соответствующим количеством предметов, сравнивает деревянные штанги длиной от 10 см до 1 м, которые символизируют цифровой отрезок от 1 до 10. Для обучения счету используются коробочки.

В каждый контейнер кладут 10 предметов, ставят их в ряд и предлагают ребенку посчитать десятками: «В одной коробке 10 пуговиц, в двух коробках 20, в трех коробках 30». Когда малыш освоит десятки, к коробкам присоединяют отдельные предметы, например, 3 машинки и 2 конфеты.

Нужно сложить отдельные предметы и присоединить к ним коробки. Занятия по методике Монтессори развивают мелкую моторику, но ребенку понадобятся дополнительные занятия, направленные на работу с правым полушарием.

Для гармоничного овладения необходимыми знаниями лучше составлять для каждого ребенка индивидуальную программу, комбинируя упражнения из разных методик.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.Войдите, чтобы оставить комментарий.Расскажите читателямо своём опытеСтать автором Журнала МаркетаДесять активностей по системе МонтессориКак выбрать доски и мольберты для рисованияКак обустроить детскую комнату «на вырост»Обустраиваем домашний кабинетКак выбрать интерактивную куклу для ребёнка

Источник: https://market.yandex.ru/journal/story/uchimsja-schitat

Обучение счету и введение в арифметику

Обучение счету и введение в арифметику

Трехлетние дети, поступая к нам, уже умеют считать до двух или трех. Потом они с большой легкостью изучают нумерацию, заключающуюся в сосчитывании предметов. К этой цели ведут самые разнообразные пути, и повседневная жизнь дает множество поводов. Мать говорит, например: «У тебя на переднике не хватает двух пуговиц», «Надо подать еще три тарелки» и т. п.

У нас одним из первых средств для обучения счету является счет денег. Я стараюсь раздобыть новые монеты и нахожу очень полезным иметь имитацию денег серебряных и медных. Такого рода деньги я видела в лондонской школе для отсталых детей.

Размен денег – первая форма нумерации, всегда привлекающая внимание ребенка. Я даю ребенку монеты в один, два и четыре сольдо; с их помощью дети учатся считать до десяти.

По-моему, нет более практичного приема, как ознакомление детей с ходячей монетой, и нет полезнее упражнения, как размен денег. Он тесно связан с повседневной жизнью и интересует решительно всех детей.

Научив счету таким эмпирическим способом, я перехожу к более методическим упражнениям, пользуясь в качестве дидактического материала одною из систем брусков, уже применявшихся при воспитании чувств, – а именно, серией из десяти палочек, употреблявшихся для измерения длины. Самая короткая из них соответствует дециметру, самая длинная – метру, а промежуточные палочки разделены на отрезки длиной в дециметр каждый, попеременно окрашенные в синий и красный цвета.

Когда ребенок разложит палочки в порядке, одну за другой, по их длине, мы предлагаем ему сосчитывать красные и синие отрезки, начиная с самого короткого, т. е. один, два, один, два, три и т. д., всегда начиная с одного и в каждой палочке со стороны, обозначенной А.

Потом мы просим его называть отдельные палочки от самой короткой до самой длинной, соответственно числу отрезков, заключающихся в каждой, и притрагиваясь к палочкам с края В, по которому восходит лестница.

Получится та же нумерация, что и при счете самой длиной палочки, – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Чтобы узнать число палочек, мы их сосчитываем с края А и получаем ту же нумерацию, – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Это соответствие трех сторон треугольника дает ребенку возможность проверить счет, и так как упражнение интересует его, то он повторяет его много раз.

Потом мы к упражнению в нумерации присоединяем первые упражнения по распознаванию длинных и коротких палочек. Смешав палочки на ковре, директриса выбирает одну из них и, показав ее ребенку, просит сосчитать деления; их, например, оказывается 5. Тогда она просит дать ей следующую по длине.

Ребенок выбирает на глаз, и директриса заставляет его проверить выбор: положить обе палочки рядом и сосчитать их деления. Упражнения эти очень разнообразятся и приучают ребенка давать особое название каждой из палочек лестницы. Теперь мы можем называть так: палочка номер первый, палочка номер второй и т. д.

, и наконец для краткости на уроке: один, два, три, четыре и т. д.

Изображение чисел графическими знаками. – Ребенок уже умеет писать. Мы показываем ему цифры, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на карточки. Приемы показывания такие же, как и для букв: «Это – один»; «Подай мне два»; «Подай мне один»; «Какое это число?». Ребенок обводит цифры пальцем, как раньше обводил буквы.

Упражнения с цифрами: ассоциация графического знака с количеством.

 – Я заказала два ящика для цифр; каждый состоит из горизонтальной дощечки, разделенной на пять отделений низенькими перегородками, между которыми кладутся предметы, и из вертикальной дощечки, поставленной под прямым углом к первой; вертикальная дощечка тоже разделена на пять частей вертикальными линиями, в промежутках между которыми изображены цифры. В первом ящике помещаются цифры: 0, 1, 2, 3, 4, а во втором – 5, 6, 7, 8, 9.

Читайте также:  Панда картинка для детей

Упражнение происходит просто: в отделения горизонтальной плоскости кладется число предметов, соответствующее цифре, обозначенной на вертикальной плоскости.

Чтобы разнообразить упражнение, мы даем ребенку различные мелкие предметы; я пользуюсь деревянными колышками, специально заказанными, фребелевскими кубиками и шашками из шашечной игры. Поставив группу таких предметов перед ребенком, я прошу его положить их на место, т. е.

положить, например, одну шашку в отделение с цифрой 1, две шашки в отделение с: цифрой 2 и т. д. Выполнив упражнение, ребенок дает ящик директрисе для проверки.

Уроки с нулем. Мы ждем, пока ребенок, указав на отделение, соответствующее цифре нуль, не спросит: «А сюда что положить?». И тогда мы отвечаем: «Ничего».

Но этого недостаточно: необходимо дать ребенку почувствовать, что именно мы разумеем под словом «ничего». Для этой цели я пользуюсь игрой, необычайно занимающей детей. Я становлюсь среди них и, обратясь к ребенку, который уже упражнялся с цифрами, говорю:

«Подойди, милый, ко мне, подойди нуль раз». Ребенок почти всегда подходит ко мне, а потом отбегает на место. «Милый, ты ведь подошел ко мне один раз, а я просила подойти нуль раз». Ребенок в недоумении. «Но что мне делать?». «Ничего. Нуль, это – ничего». «Как же мне сделать ничего?». «Не делай ничего, стой на месте. Ты не должен подходить ко мне ни одного раза. Нуль раз – ни разу».

Я повторяю упражнение: «Милый, пошли мне своими пальчиками нуль поцелуев». Ребенок вздрагивает, улыбается и стоит на месте. «Понял?» – повторяю настойчиво. «Дай мне нуль поцелуев! Нуль поцелуев!». Он стоит на месте. Общий смех.

Я уже повышенным голосом, словно угрожая, говорю: «Ты… ступай сюда нуль раз! Сию минуту иди сюда нуль раз! Слышишь? Я тебе говорю?». Тот ни с места! Смех все громче. «Отчего же вы меня не целуете, не ласкаете?» – жалобно спрашиваю я. И все они, блестя глазенками, крича: «Нуль, это – ничего.

Нуль – это ничего!». «Ну, ступайте сюда», – говорю я, спокойно улыбаясь. И они бросаются ко мне.

Когда переходим к писанию цифр, я говорю: «Нуль похож на О, это О?». «Нет, это – не О; нуль – ничего».

Упражнение на запоминание чисел. Когда дети начинают узнавать писанные цифры и понимать их числовое значение, я приступаю к следующему упражнению.

Вырезав цифры из старых календарей, я их наклеиваю на гладкую бумажку, которую затем складываю и бросаю в коробку. Ребенок вынимает билетик, несет его сложенным на свое место, где, поглядев на него, опять складывает, сохраняя тайну.

Затем поочередно или группой эти дети (конечно, старшие в классе, уже знающие цифры) подходят к большому столу директрисы, где разложены кучками мелкие предметы. Каждый ребенок выбирает количество предметов, соответствующее взятой им цифре.

Цифра все это время остается на столике ребенка, в образе таинственно сложенного клочка бумаги. Ребенок должен помнить цифру не только во время движений, которые он делает, уходя с места и возвращаясь, но и во время выбора предметов, считая их один за другим.

Здесь директрисе открывается широкое поле для интересных наблюдений над индивидуальной памятью на числа.

Собрав предметы, ребенок раскладывает их на своем столике в два столбца, и если число ему попалось нечетное, то предмет, не имеющий пары, он кладет внизу между двумя последними предметами. Получается такого рода расположение.

Крестики означают предметы, а нолики – сложенные бумажки с цифрой. Разложив взятые предметы, ребенок ждет проверки. Подходит директриса, разворачивает бумажку и сосчитывает предметы.

В начале этой игры часто случалось, что дети брали больше предметов, чем требовалось бумажкой, и притом не всегда потому, что плохо запоминали цифру, а просто их желание набрать побольше вещей.

Это – нечто вроде инстинктивной жадности, свойственной первобытному, некультурному человеку.

Директриса старается растолковать детям, что вовсе не нужно забирать все вещи, лежащие на столе, что суть игры в том, чтобы угадать то число, какое потребовалось.

Постепенно, но не так скоро, как можно подумать, дети усваивали эту мысль.

Для них это – настоящее усилие задерживающего центра, самоотречение, которое сдерживает ребенка в положенных ему границах и заставляет его брать, например, только два из предметов, лежащих перед ним, в то время как другие на его глазах берут больше. Я считаю эту игру скорее упражнением в силе воли, чем в нумерации.

Ребенок, получивший нуль, не должен двигаться с места, а между тем все его товарищи встают и свободно берут предметы, недоступные для него. Очень часто нуль выпадает на долю ребенка, который отлично умеет считать и с большим удовольствием набрал бы и разложил бы в красивом порядке кучку предметов на своем столике и потом спокойно ждал бы проверки учительницы.

Любопытно наблюдать выражение на личиках детей, взявших нуль: эти индивидуальные различия – едва ли не откровение характеров детей.

Одни остаются равнодушными, сидят с гордым видом, стараясь скрыть свое разочарование; другие проявляют это разочарование в беспокойных жестах, третьи не могут скрыть улыбки по поводу странного положения, в котором они очутились, и которое обращает на них любопытство товарищей; иные малютки следят за каждым движением товарищей чуть не с завистью, а другие быстро овладевают собой и смиряются.

Не менее интересно выражение, с каким они признаются в том, что у них нуль, когда во время проверки их спрашивают: «А что же ты ничего не взял?». «Я взял нуль». «У меня нуль».

Таковы обычные слова; но выразительные личики и тон голоса свидетельствуют о большом разнообразии ощущений.

Очень редко ребенок с явным удовольствием признается в этом необычайном факте; у большинства же вид удрученный, но покорный судьбе.

И вот, у нас получается урок поведения. «Что, правда, трудно сохранить тайну нуля? Она так и бьет в глаза, а вы будьте равнодушны, не давайте понять, что у вас нет ничего!».

И в самом деле, через некоторое время чувство собственного достоинства берет перевес, малютки привыкают получать нуль и маленькие цифры и всячески стараются не обнаружить маленькой драмы, которую они переживают первое время.

Сложение и вычитание от одного до двадцати. – Умножение и деление. Для обучения первым арифметическим действиям мы пользуемся тем же дидактическим материалом, как и при нумерации, т. е. брусками, разделенными на дециметры и дающими первое представление о десятичной системе.

Как я уже говорила, эти бруски мы обозначаем числами, которым они соответствуют: один, два, три и т. д. Они расположены в порядке их длины, т. е. в порядке нумерации.

В первом упражнении мы начинаем складывать палочки так, чтобы получался десяток. Проще всего брать короткую палочку, начиная с первой, и прикладывать ее к концу соответствующей длиной, начиная от девяти и ниже.

Например, так: «Возьми один и прибавь к девяти; возьми два и прибавь к восьми; возьми три и прибавь к семи; возьми четыре и прибавь к шести». Так мы получаем четыре палочки, равные десяти.

Остается палочка пять; но, повернув ее другим концом, мы видим, что она укладывается от одного конца десятка до другого, с очевидностью доказывая, что дважды пять равно десяти.

По мере того как упражнения повторяются, ребенок обучается техническому языку: девять плюс один равно десяти; восемь плюс два равно десяти; семь плюс три равно десяти; шесть плюс четыре равно десяти; что касается пяти, то дважды пять равно десяти. Наконец, если ребенок умеет писать, мы знакомим его со значками: + плюс, ? умножить и = равно.

Дети изображают это все в своих тетрадях.

Когда дети все это хорошенько заучат и с большим удовольствием изложат на бумаге, мы обращаем их внимание на то, что получается, если разнимать палочки, составляющие десяток, и класть каждую на место.

От последнего из составленных десятков мы отнимаем четыре, и останется шесть, от следующего отнимем три, и останется семь, от следующего – 2, и останется восемь, от последнего отнимем один, и остается девять.

Точнее говоря, десять без четырех равно шести, десять без трех равно семи, десять без двух равно восьми, десять без одного равно девяти.

Что касается оставшихся пяти, то это – половина десяти, и разрезав длинную палочку пополам, т. е. разделив десять на два, мы получим пять. Десять, деленное на два, равно пяти. Записывается это так:

Овладев этим упражнением, дети самостоятельно продолжают его. Можно ли получить три двумя способами? Мы кладем один после двух и затем, чтобы запомнить сделанное, пишем: 2+1=3. Можно ли сделать, чтобы две палочки равнялись четырем? 3+1=4, а 4–3=1. 4–1=3.

Палочка «два» в отношении к палочке «четыре» тоже находится в таком же отношении к палочке «четыре», как пять к десяти; 4:2=2; 2?2=4. Задача: узнаем, с каким числом палочек можно играть в эту игру? Можно взять 3 и 6; или 4 и 8.

В этом пункте нам приходят на помощь кубики из игры на запоминание чисел Если разложить кубики по два в ряду, то сразу видно, какие числа делятся на два, – все те, у которых внизу не имеется одинокого кубика.

Все эти четные или парные числа, ибо их можно разложить парами по два; делить их на два легко: необходимо только отделить два ряда кубиков, стоящих один под другим.

Сосчитав кубики каждого ряда, мы получим частное, а чтобы вновь составить первоначальное число, надо только снова собрать два ряда: 2?3=6.

Для детей пяти лет все это не представляет затруднений.

Повторения вскоре надоедают; но упражнение можно видоизменить, взяв опять серию длинных палочек, и вместо того чтобы прикладывать палочку к девяти, приложить ее к десяти.

Равным образом мы можем приложить два к девяти, а три к восьми; мы получим палочки длиннее десяти; получим длины в одиннадцать, двенадцать, тринадцать и т. д. до двадцати.

Для заучивания этих более высоких чисел можно пользоваться и кубиками.

Проделав действия с десятком, мы без труда переходим к двадцати. Единственное затруднение – десятичные числа, знакомство с которыми требует особых уроков.

Уроки на десятичные числа. Арифметические действия с числами свыше десяти. Необходимый для этого дидактический материал состоит из картонных квадратов, на которых число 10 изображено крупными цифрами, и из картонных прямоугольников, размерами в половину квадрата, на которых отпечатаны цифры от 1 до 9. Цифры мы располагаем в ряд: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Не имея больше цифр, мы должны начать сначала и берем цифру 1. Эта 1 подобна отрезку палочки 10, выдавшемуся за палочку 9. Просчитав по длине лестницы до девяти, мы видим, что осталась длина, которую, за неимением других цифр, мы опять обозначим цифрой 1. Но эта более высокая 1; и для отличия первой 1 мы ставим рядом нуль, – знак, означающий «ничего». Вот и 10.

Прикрывая нуль прямоугольными карточками с цифрами в порядке из последовательности, мы получаем 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.

Эти цифры составляются путем прибавления к палочке 10 сперва палочки 1, потом 2, затем 3, пока, наконец, мы не прибавим палочки 9 к палочке 10, получив очень длинную палочку, которая после того, как мы сосчитаем красные и синие деления, даст нам девятнадцать.

После этого директриса показывает ребенку карточку, напр., 16; он приложит палочку 6 к палочке 10. Потом она снимает карточку 10 и на нуль кладет карточку 8, а ребенок отнимает палочку 6 и заменяет ее палочкой 8, получая таким образом 18. Каждое из этих действий можно записать таким образом: 10+6=16; 10+8=18 и т. д. Таким же путем мы делаем вычитание.

Когда ребенок получит ясное представление о числе, мы производим эти действия только с карточками, располагая прямоугольники с десятью цифрами в два столбца цифр на двух длинных кусках картона (см. фиг. А и В).

На карте А мы кладем на нуль второго десятка прямоугольник с цифрой 1; ниже – карточку с цифрой 2 и т. д. Таким образом 1 десятка остается без изменения, а числа справа возрастают от нуля до девяти.

С картой В операция сложнее; здесь карточки накладываются в числовой прогрессии десятков. После девяти переходим к следующему десятку, и так до 100.

  • Почти все наши дети считают до 100, с этим числом мы их знакомим в награду за проявленную ими любознательность.
  • Не думаю, чтобы эта сторона преподавания нуждалась в дальнейших разъяснениях.
  • Каждый преподаватель может разнообразить арифметические действия, пользуясь простыми предметами, которые детям нетрудно соединять и делить на группы.
  • Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/133631

Ссылка на основную публикацию