Что такое икебана и как ее изготавливают

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Что такое икебана и как ее изготавливают

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов».

Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко.

Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

Что такое икебана и как ее изготавливают

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного.

Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия.

Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Что такое икебана и как ее изготавливают

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Что такое икебана и как ее изготавливают

Икебана в стиле морибана

Что такое икебана и как ее изготавливают

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому.

Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром.

Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Что такое икебана и как ее изготавливают

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана».

Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций.

А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Что такое икебана и как ее изготавливают Что такое икебана и как ее изготавливают

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

  • Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью. Что такое икебана и как ее изготавливают Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле
  • Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация. Что такое икебана и как ее изготавливают Когда все раздражает… составь икебану!
  • Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают. От такого презента сложно отказаться
  • Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными. Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан
  • Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов. Уроки икебаны

Глаза боятся, а руки делают

  • Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.
  • Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».
  • Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки.

Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

  1. Вершины треугольника символизируют:
  2. Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».
  3. Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Читайте также:  Квиллинг бабочка

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы.

Выйдя из религиозного культа, икебанавошла в жизнь всех слоев японского общества.

В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана)
в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До
появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут
в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с
приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское
прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к
созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь,
окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический
язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и
высокого художественного чутья. Икебана отображает
модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного
поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее
определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека
    мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и
    детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит
    о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или
три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными
линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь
отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Цвет

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой,
также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых,
насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто
подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой
подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных
или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой
контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный,
желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный
фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в
противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в
вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы,
сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги,
а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую
    молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали
ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или
камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны
и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки.
Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно
упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения
аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится
в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления
и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом
Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов
религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в
высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью
линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные
элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали
священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько
мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через
20 лет обучения. В XXI
веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в
XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля
прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся
цветком составляла до 1,5 м.

Сёка

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка,
сформировался в XVIII
веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы
указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения
помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его
именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран
Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной
культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности
местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие
плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные
деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных
материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления
цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры
сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929
году художником Софу Тэсигахара.

В старых школах было недопустимо использовать
элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор
решил осовременить японское прикладное искусство.

Он использует стекло, камни,
металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность.
Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом,
чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

  • Традиционные материалы – растительные элементы:
    распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки
    хвои, плоды и сухая трава.
  • Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые,
    керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы,
    камни, минералы, песок и вода.
  • Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы,
    гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.
  • Композиция создается внутренним чувством – способностью
    видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с
центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии
располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения.
Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения,
декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года.
Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой
расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в
землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин,
хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги,
желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых
и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок,
пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху
песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими
красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной
декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина,
сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный
холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или
проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми
веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные
тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы
устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы
мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые
цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками.

Оправдывается
такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных
усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не
принесут и малой доли эстетического наслаждения.

Еще 100 лет назад украшения из
искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.

В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Икэбана — философия и искусство

Говоря о своеобразном ви́дении и отношении японцев к природе, нельзя обойти вниманием такое самобытное явление японской культуры, как искусство составления цветочных композиций – икэба́на (икебана). Это слово переводят как «живые цветы» или «вторая жизнь цветов», хотя, как часто бывает — буквальный перевод не до конца отражает суть явления. Некоторые исследователи считают, что икэбана — это отражение своеобразной философии Японцев — воспринимать смерть, как искусство, тесно соприкасающееся с эстетической категорией мудзё-но-аварэ — «печальное очарование вещей».

Создание икебаны в Ооку. Хасимото ТиканобуСоздание икебаны в Ооку. Хасимото Тиканобу

Считается, что искусство составления композиций из растений, пришло в Японию из Китая вместе с буддизмом.

Есть легенда, в которой говорится, что после страшного урагана, уничтожившего в некой местности всю растительность, буддийские монахи пришли к статуе Будды с сломанной веткой и облетевшей листвой. Они возложили это к подножью скульптуры и помолились о том, чтобы природа возродилась.

И вскоре произошло чудо — природа ожила, а местность вновь зазеленела и наполнилась жизнью.

С тех пор монахи стали создавать «букеты» в качестве подношения Будде и украшения храмов.

Спустя время икэбана распространилась в придворной и аристократической среде, а затем вошла в дома и жизнь обычных японцев, став неотъемлемой частью их жизни и интерьеров домов.

Своей философией искусство икэбаны во многом обязано дзен-буддизму, в котором ветка растения или цветок приобретали особое значение – рассматривались как объекты созерцания, сосредоточения, размышления о сущности вселенной, природы и единстве её с человеком. Икэбана стиля Сёка СёфутайИкэбана стиля Сёка Сёфутай

Читайте также:  Поделка на 8 марта из пластилина

Отсюда же берёт начало и символизм, обязательно присутствовавший в средневековой японской икэбане. Как правило, композиция состоит из трех уровней растений:

  • самая высокая и длинная ветка – син, обозначает Небо и обычно устанавливается вертикально,
  • растение со стеблем средней длинны – соэ — располагается чуть под углом, по отношению к первой и символизирует Человека,
  • самые же низкие или горизонтально стелющиеся растения – тай — в икэбане символически соответствуют Земле.

Икэбана стиля Сёка СёфутайИкэбана стиля Сёка Сёфутай

Подбор цветов (увядших, сухих, ещё не успевших распустится или находящихся на самом пике цветения) подчинен определённым правилам и имеет сложную символику.

Например, сосна и роза обозначают долголетие, пион и бамбук – процветание и мир, хризантема и орхидея – радость, магнолия – духовную чистоту.

Школа Икэнобо — стиль Сёка СёфутайШкола Икэнобо — стиль Сёка Сёфутай

Кроме того, в букетах всегда символически изображается определенное время года:

  • лето показывалось с помощью пышно цветущих растений, плотных листьев, и сильных ветвей.

Летняя икэбана. Школа СогэцуЛетняя икэбана. Школа Согэцу

  • весну обозначали упругие, энергичные, но достаточно тонкие, изящные и деликатные голые или цветущие ветки, с бутонами цветов.

Весення икэбана. Школа СогэцуВесення икэбана. Школа Согэцу

  • осень изображалась с помощью редких, тонких, изломанных ветвей, а также увядающих цветов, трав или листьев.

Осенняя икэбана. Школа Согэцу.Осенняя икэбана. Школа Согэцу.

  • для изображения зимы использовались сухие оголенные стебли.

Зимняя икэбана. Школа Согэцу.Зимняя икэбана. Школа Согэцу.Эта обязательная привязка икэбаны к сезонам напомнила мне о классической японской поэзии, где автор непременно должен был дать намёк читателю о времени года с помощью «сезонных слов».

Благодаря линиям, форме и цвету, цветочная композиция может отражать и различные настроения – грусть, меланхолию, отрешённость, радость и т.д. Созданию определённого настроения, передаче замысла художника-составителя икэбаны, во многом способствует форма будущей композиции:

  • Син. Наиболее строгая форма, со сдержанными линиями. Ветки растений, в таких композициях не слишком разветвляются, а стремятся к вертикальному положению. Для такой икэбаны обычно используют узкие прямые вертикальные сосуды.
  • Ге. Эту форму используют тогда, когда хотят добиться ощущения дуновения ветра, под которым колышутся растения. Поэтому выбираются достаточно тонкие ветки и стебли с изящными изгибами и грациозными ответвлениями, а вазы — с широкими отверстиями, обычно невысокие, иногда двухуровневые. Часто в такие композиции включается вода.
  • Со. Эта форма наиболее динамична и свободна. Для таких композиций подходят каскадно растущие растения, энергичные ветви и пышные цветы и листья. Большую роль здесь играют подставки и вазы — их формы, зачастую фантазийны. Они могут быть подвесными, многоуровневыми, в виде кольца, лодки… и вообще, чего угодно.

В любом случае, икэбана предназначалась для неторопливого созерцания зрителем, наводящего на философские размышления о том, что хотел сказать этой композицией художник-составитель.

Кстати, правила японского этикета рассматривания икэбаны, если вы находитесь в гостях, в японском доме, таковы: * сидя перед вазой на коленях, направляя взгляд снизу вверх,* неприлично заглядывать внутрь вазы или пытаться рассмотреть как крепятся элементы композиции — это возможно только с разрешения хозяев (автора)* рассмотрев икэбану, вы должны обязательно выразить своё восхищение, при этом нужно быть готовым к тому, что в ответ хозяева дома скажут, что они стыдятся этой своей скромной работы.Икэбана стиля Сёка Симпутай.Икэбана стиля Сёка Симпутай.

К икэбане в Японии относятся как к искусству, такому же, как живопись, музицирование или поэзия. Умение составлять цветочные композиции с глубоким философским смыслом и настроением, способные вызвать душевный отклик зрителя, стало в средние века неотъемлемым атрибутом образования аристократов, гейш и, даже, самураев!

В многочисленных специальных школах, где сейчас, как и столетия назад, обучают искусству икэбаны, этот процесс напоминает сакральный ритуал, который проходит в полном молчании и, практически, созерцательном сосредоточении.

Будущий художник-составитель композиций должен научиться проникаться духом красоты, постигать «душу» растений и материалов, для того, чтобы максимально полно выразить собственное «я» составляя композицию.

Школы и направления

В средние века сложилось несколько основных школ икэбаны и появились мастера цветочных аранжировок, имена которых знают во всей Японии.

Икэбана школы Согэцу стиля Дзика.Икэбана школы Согэцу стиля Дзика.

Древнейший стиль составления растительных композиций назывался рикка («стоящие цветы») — он был связан с религиозной практикой, и распространился среди священнослужителей.

Икэбаны этого стиля отличали внушительные размеры, а элементы композиций символизировали скалы, водопады, поля и, своими формами, воссоздавали целые пейзажи. Иногда над созданием таких украшений храмовых интерьеров трудилось несколько монахов сразу.

Неудивительно, что этот стиль вышел из моды.

Икэбана стиля Сёка.

Уменьшенной версией рикка стал стиль сёка. Он появился в начале XVIII века, когда в культуре Японии утвердилась философская категория — укиё — «изменчивый, бренный, суетный мир».

О такой, очень японской, категории культуры, как «укиё», я уже, немного, рассказывала в статье о дзен-буддизме и, обязательно, затрону эту тему ещё в других публикациях.

Эта философия вдохновляла демократическое, общедоступное направление в искусстве, а сёка — стала одним из его проявлений.

Такие композиции можно было встретить не только в храмах, монастырях, дворцах и замках самураев, но и в городских домах простых японцев.

Икэбана стиля Сёка.

А вот строения, называвшиеся тясицу, предназначенные для чайных церемоний — тя-но-ю, украшались специальными композициями — тябана.

Тябана

Обычно это простые лаконичные композиции, передающие специфику философии саби-ваби. Значение этого словосочетания можно передать примерно так «скромная простота, с налётом времени, вызывающая прекрасное и щемящее чувство меланхолии и одинокости в этом мире».

Тябана

В качестве вазы для тябана используют намеренно простые неброские сосуды. Часто для этих целей используется бамбук. А сами композиции состоят из одного, максимум двух видов растений.

Тябана

Весьма популярным является стиль икэбаны нагэирэ или хэйка.

Икэбана стиля нагэирэ

Его легко можно узнать по высоким вазам, с узкими горлышками. Композициям в таких сосудах иногда даже требуются специальные подпорки.

В этом стиле подчёркивается не значительность мира и природы, а скорее изящество и красота самих растений — составляющих композиции.

Икэбана стиля нагэирэ.

Икебаны отличаются не только стилем, но и школами.

Одним из самых известных направлений искусства икэбаны долгое время была школа Икэнобо, названная так по имени мастера Икэнобо Сэнъэй.

Школа Икэнобо — стиль Сёка СёфутайШкола Икэнобо — стиль Сёка Сёфутай

В XIX веке мастер Охара Усин создал направление морибана. Характерной особенностью этой школы, является то, что в основе композиции – низкие сосуды, с плоским дном.

Икэбана в стиле морибана.Икэбана в стиле морибана.

В них обязательно присутствует открытая вода — символизирующее водоём или озеро. А расположенные в таких вазах растения, словно стелются горизонтально над ними.

Икэбана школа Охара, направление морибанаИкэбана школа Охара, направление морибана

В начале XX века появилась школа Согэцу («Трава и Луна»), ставшая весьма популярной не только в Японии, но и в других странах мира. Само слово «Согэцу» состоит из иероглифов — «трава» и «луна». Здесь отразилось представление о бесконечности природы, гармонии и противоположности её элементов.

Её основатель художник и скульптор Софу Тэсигахара, считал, что искусство икэбаны должно динамично развиваться, следуя за всеми изменениями в культуре.

Икэбана школы Согэцу

Он первым ввёл в композиции икэбаны искусственные материалы. Кроме того, с его подачи, икэбаны вышли за пределы домов, начав свою жизнь в общественных местах и на улицах городов.

Икэбана в метро в Киото.

Количество школ и направлений этого, очень японского, вида искусства непрестанно множится. Самым актуальным сегодня считается стиль дзюика — свободный стиль, впитывающий тенденции современного искусства.

Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.

В композицию включают не только растения, но и любые, даже весьма неожиданные материалы.

Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.

Составители и авторы таких композиций находят смелые, а порой и странные формы сосудов и сочетания всех элементов и составляющих икэбаны.

Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.

Изобретают сложные, необычные композиции.

Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.

Если вам понравилась статья, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре, а также о культуре средневековой Японии:

Как японцы видят мир. Особенности традиционной японской культуры.Немного японской истории. Периодизация культуры.Во что верили Японцы. Синто.Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.«Записки от скуки». Или как развивалась литература в средневековой Японии.«Как сказать в чём сердца суть?…» О японской классической поэзии.Архитектура средневековой Японии. Золотой павильон — Кинкакудзи. Японская средневековая архитектура. Замки самураев.Японский сад.Японская чайная церемония — тя-но-юИкэбана — философия и искусство.Ямато-э — живопись Страны восходящего солнца.Cуми-э (суйбоку-га) — живопись через призму дзен.Укиё-э — японская гравюра.Японская средневековая скульптура. От буддийского канона к нэцкэ.Традиционная японская музыка — гагаку.Японский театр Но.Театр Кабуки — экстракт японского «национального духа».

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Искусство Икебана — как оно появилось и в чем его секрет?

Что это такое

Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:

  • «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
  • «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».

«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.

Икебана – это искусствосоставленияцветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.

Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:

  • растения;
  • ветки;
  • цветы;
  • плоды;
  • листья
  • сухая трава;
  • земля;
  • песок;
  • камни;
  • стекло;
  • вода;
  • пластик – используется в наше время все чаще.

Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.

Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.

Читайте также:  Декорирование мебели своими руками

Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.

Составление икебаны

  • До того, как начать творение, необходимо тщательно продумать состав и внешний вид будущей поделки.
  • Для мастериц, которые занимаются подобным увлекательным творчеством в течение довольно долгого времени, это не составит труда.
  • Для новичков можно попробовать составить букет, пользуясь небольшими подсказками.

Осенняя икебана

Такой букет составить будет проще всего: изобилие овощей и цветов в это время года поможет подобрать самые прозаичные предметы и составить из них удивительные композиции.

Чаще всего для осенней икебаны используют:

  Как пьяный ронин избил веслом легендарного самурая

  • небольшую тыкву;
  • сильно разветвленную ветку, лишенную листового убора;
  • шишки;
  • веточки рябин.

Из тыквы изготавливают сосуд.

Для этого ровно срезают дно, чтобы будущая ваза обрела устойчивость и не качалась. На ветку наклеивают шишки и устанавливаю ее в тыкву. Веточками рябины украшают нижнюю часть бывшего стволика.

Немного сухих листочков и гроздей рябины приклеивают к тыкве.

Для любителей минимализма можно использовать всего один яркий лист и шишку (каштан, орех, небольшой овощ или фрукт), проволоку и любую основу.

Зимняя икебана

Отличным украшением праздничного стола или заменой традиционной елки станет зимняя икебана.

Самый простой букет можно составить из сосновых веток и половинок цитрусовых плодов. Необычно дополнит композицию елочный шар или праздничная свеча.

Для тех, кто не готов наблюдать, как сохнут спелые апельсины, мандарины, грейпфруты и лимоны, можно сделать стильное новогоднее украшение из шкурок ароматных фруктов. Для этого их аккуратно снимают острым ножом и укладывают в виде розочек на хвойные лапы.

Любители кофе могут сделать икебану из зернышек любимого напитка и апельсиновых долек.

Весенняя икебана

Весной еще недостаточно много цветов, да и стоят они довольно дорого. Поэтому очаровательный букет можно сделать из бумажных цветов, а веточки найти во дворе или в парке можно в любой время года.

  Национальные праздники Японии. Фото, описание и традиции

Хорошим способом создания весеннего настроения станет икебана из корочек цитрусовых, веточек лаванды, шишек. Подобная композиция еще и иммунитет повысит, и успокоит нервы после зимнего стресса.

Икебана поможет оригинально украсить дом и сотворить изысканное чудо своими руками. Чтобы поверить в свои силы, достаточно посмотреть фотографии этих букетов и понять, что все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.

Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.

Стеновое панно

Чтобы создать настенную икебану необходимо полотно мешковины или иной плотной материи наклеить на жесткую основу. Затем на полотнище размещаются веточки, цветочки, сухоцветы, листочки, кусочки мха и другие выбранные элементы. Важно так продумать образ панно, чтобы композиция получилась целостной.

После полного высыхания клея икебану можно закреплять на горизонтальной плоскости.

  Своя атмосфера: путеводитель по японской неформатной музыке

Чтобы создать уникальную красивую композицию, стоит посмотреть мастер класс по икебане, который без труда можно найти в интернет пространстве.

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.

Морибана

Название школы переводится как «трава и луна».

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.

Икебана в метро Киото

Композиция со свечкой

Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.

Нам потребуется:

  • декоративная тыква небольшого размера
  • толстая белая свеча (это основа композиции)
  • натуральные украшения – листья рябины, физалиса, облепихи на ветке.
  • шишки ольхи, сосны или кедра

Этапы сборки букета:

  1. Тыкву очистить от семечек, срезать дно, сверху сделать отверстия для свечки.
  2. Вставить свечку в тыкву так, чтобы она была на поверхности на 2/3 своего размера.

3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.

4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.

В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.

Стили

Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.

Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.

Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.

По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.

Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.

Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.

Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.

Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.

В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.

Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.

Современность

В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.

Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.

Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector