Изучаем жизнь растения

У нас в лэпбуке «Мой сад» было такое задание — назвать факторы, необходимые для жизни растений. Катя их назвала правильно, но вот внятно объяснить, зачем же растению свет, не смогла. Хотя мы и изучали это в прошлом году. Но как говорится, повторение — мать учения 🙂 И мы снова начали все с самого начала.

А помогли нам в этом простые опыты, которые может провести любой малыш.
Изучаем жизнь растения

Опыт 1. Как луковица реагирует на свет.

Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож — совершенно желтый!

Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!

Изучаем жизнь растения

Что же произошло с ростком под действием света? 

В нем стал вырабатываться хлорофилл — пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества.

Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла «кушает» 🙂 Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет «голодное» и «бледное».

В конце-концов, оно «заболеет» и погибнет.

Теперь Катя знает, для чего растениям нужен солнечный свет 🙂

Опыт 2. Растения, выращенные в темноте и на свету.

Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт. 

Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.

Через несколько дней разница между ними стала разительной — подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:)

А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.

Изучаем жизнь растения

После этого опыт пришлось прервать, так как Катя наотрез отказалась «мучить растение» и перестала рыдать только после того, как я ей пообещала, что мы несчастный росточек поставим на окно, и он «выздоровеет» 🙂

Опыт 3. Движение к свету.

Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото — свет, тропос — поворот). 

Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное — так тянулись к окну.

А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение.

Вот уж мы не ожидали такой «прыткости» от медленного растения!

Изучаем жизнь растения

После этого Катя научилась находить проявления фототропизма везде — на наших комнатных цветах, которые наклонены в сторону окон. На деревьях во дворе, которые растут под углом, пытаясь «выйти» из тени дома. На расположении ветвей деревьев и листьев у растений — которые все делают для того, чтобы не закрывать друг другу свет.

Вспомнили мы и наши прошлогодние опыты с подсолнухами, которые делали для журнала «Моя мама — Василиса». У этих растений, вообще, есть особый вид фототропизма — гелиотропизм: бутоны подсолнечника поворачивают свои головки вслед за солнцем в течении световых суток.

Все эти примеры демонстрируют положительный фототропизм — тягу растения к свету. Но бывает еще и отрицательный фототропизм — рост растения от света. Он встречается у тенелюбивых растений и у корней растений. Мы сейчас как раз проводим один опыт с ним. Если получится — покажем 🙂

Источник: http://www.tavika.ru/2015/03/experiment2.html

Как устроены растения: биология для дошкольников

Изучаем жизнь растения

В нашей статье мы расскажем, как познакомить малыша с основами биологии, перечислим ряд увлекательных фактов из жизни растений, ответим на самые распространённые вопросы и объясним, как провести 4 ярких биологических опыта, а также физкультминутку на тему «деревья».

Виды растений

Прогуливаясь с малышом по парку или лесу, спросите его, какие виды растений он знает. Наверняка он без труда сможет назвать их большую часть. А вы при необходимости дополните список:

  • деревья;
  • кустарники;
  • полукустарники;
  • травы;
  • мох;
  • водоросли.

Строение растений

Расскажите ребёнку, что растения состоят из нескольких частей и объясните, для чего они нужны:

  • Корни. Благодаря им растение берёт из почвы воду и питательные вещества. Также корневая система служит укреплением. Например, корни старого дуба могут достигать длины до 15 м, поэтому это дерево всегда являлось символом силы, устойчивости, высокого боевого духа.
  • Стебли. Это «сосуды» любого растения, по которым питательные вещества поступают к листьям и цветкам. У трав они мягкие и сочные, а у деревьев и кустов — твёрдые. Именно стебли приподнимают листья, которые не могут жить без солнечного света.
  • Листья. В них происходят удивительные превращения. При помощи солнечного света происходит «переваривание» воды и питательных веществ, которые поступили из стебля. В результате получаются новые необходимые вещества, а также выделяется кислород, жизненно важный для людей и животных. Такой процесс называется фотосинтезом. Также с поверхности листвы испаряется лишняя влага.
  • Цветки. Цветки нужны для размножения растения. Они такие яркие, ароматные и красивые не просто так, а чтобы привлекать к себе внимание насекомых. С их помощью, а также с помощью ветра разные частички пыльцы перемешиваются, и затем на их месте появляется плод.
  • Плоды с семенами. Плоды часто служат пищей для людей, насекомых и животных. В них содержатся семена растения, которые при попадании в почву прорастают и дают жизнь новому растению. Птицы, насекомые и животные помогают семенам попасть в землю.

«Растительная» физкультминутка

Чтобы ваша беседа не была только лишь на словах, проведите с ребёнком короткую, но очень познавательную физкультминутку:

Станем мы деревьями сильными, большими (поднимаем руки вверх, потягиваемся).

Ноги — это корни, их расставим шире (расставляем ноги).
Чтоб держали дерево, падать не давали (руки опускаем вниз, пальцы растопыриваем),
Из глубин далёких воду доставали (наклоняемся вперёд, делаем ладони горстью).

Тело наше — ствол могучий, он чуть-чуть качается (распрямляемся, покачиваемся)
И своей верхушкой острой в небо упирается (ладошками изображаем крышу).
Наши руки — это ветви, крону вместе образуют (руки поднимаем и смыкаем над головой),
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (качаем головой).

Пальцы веточками будут, листья закрывают их (шевелим пальцами, одна ладонь над другой).

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг (опустить руки)!

Развитие растений на практике

Проведите с малышом несколько увлекательных опытов по биологии, чтобы он своими глазами увидел, как развивается и живёт растение.

Опыт 1. Проращиваем фасоль

Для его проведения понадобятся:

  • семена фасоли;
  • стеклянная банка;
  • бумажное полотенце.

Смочите бумажное полотенце и положите его в банку. Целые и здоровые семена фасоли разместите между стеклом и бумажным полотенцем. Так за ними будет легко наблюдать. Поставьте банку на подоконник и каждый день наблюдайте с малышом за изменениями. Через несколько дней вы сможете увидеть росток.

Опыт 2. Делаем «травянчик»

Для его изготовления возьмите:

  • носок;
  • пуговицы;
  • иголку с ниткой;
  • ножницы;
  • землю;
  • семена пшеницы.

Изучаем жизнь растения

Опустите поделку в глубокую тарелку с водой и поместите на подоконник. Каждый день подливайте воду в ёмкость. Через 5–6 дней у нашего человечка появится «причёска» в виде ростков и «бородка» в виде корней.

Опыт 3. «Правда ли, что растения питаются водой?»

Проведите с малышом очень увлекательный опыт с цветной капустой. Для этого подготовьте:

  • 4 стакана;
  • 4 цвета пищевых красителей;
  • 4 листа цветной капусты.

В стаканы налейте воду и всыпьте красители разных цветов. Перемешайте. В ёмкости опустите по 1 листу цветной капусты. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что листья капусты окрасились в разные цвета.

Опыт 4. «Правда ли, что листья испаряют влагу?»

Для этого опыта нужно взять любое комнатное растение с широкими листьями, полить его и надеть сверху целлофановый пакет. Низ пакета завязываем ниткой. Горшок ставим в тёплое, светлое место. Через несколько часов на внутренней стороне пакета можно заметить маленькие капельки воды.

Как защищаются растения?

Расскажите ребёнку, что растения хотят жить не меньше других живых существ. К сожалению, в наше время они практически бессильны перед человеком, поэтому многие виды находятся под угрозой исчезновения. Но тем не менее в процессе своего развития они приобрели защитные свойства, которые помогают устоять перед угрозой внешней среды. К средствам защиты можно отнести:

  • Шипы и колючки. Они отпугивают многих животных, способных повредить растение. Например, шиповник или роза.
  • Жжение. Наверняка ваш малыш расстраивался, когда его коснулись листья крапивы. Расскажите ему, что таким способом растение защищается от истребления людьми и животными.
  • Горький вкус. Такие растения, как полынь, белена и другие, не станут есть животные из-за горечи их листьев.
  • Яд. Важно рассказать ребёнку, что есть ядовитые растения, поэтому никогда нельзя самому срывать листочки или ягодки, даже если они очень безобидно выглядят, и даже нюхать неизвестные цветки. Ведь в результате малышу может стать плохо. Многие птицы и животные знают об этом, поэтому обходят такие растения стороной. К ним относятся ландыш, чистотел и другие виды.
  • Длинные корни. Они жизненно необходимы на засушливых территориях. Растение может достать корнями до глубоких подземных слоёв воды и долго жить под палящим солнцем. К ним относятся фикус и верблюжья колючка.
  • Смола. Это вещество, которое выступает на стволе и ветвях некоторых деревьев, способно вылечить его повреждения.
  • Форма листьев. Например, резная форма листочка позволяет уцелеть при порывах сильного ветра и ливнях. Такую листву имеет клён, папоротник и многие другие растения. Иголки сосны и ели — это тоже листья. Почему они имеют такую форму? Дело в том, что этим деревьям приходится жить на далёком севере, где почва надолго замерзает и не пропускает влагу по стволу. А твёрдые листья, туго свёрнутые в виде иголки, помогают сохранить её как можно дольше.
  • Гибкие и длинные стебли. Например, лиана, которая произрастает в джунглях, научилась цепляться за стволы и ветви других деревьев, обвивать их и тянуться к солнцу. Для этого у неё есть специальные усики.
  • Сигнальная система. Учёные доказали, что растения могут предупреждать об опасности своих сородичей. Например, при нападении гусеницы на табак повреждённые листья начинают издавать специфический запах, благодаря которому соседние насаждения срочно выделяют химическое вещество и их листья становятся невкусными для гусениц.

Растения-хищники

Удивительно, но существует вид растений, которые питаются насекомыми. Они приманивают их яркой окраской и ароматом, а затем при помощи клейких веществ улавливают и переваривают свою жертву.

Но почему эти растения такие агрессивные? Всё дело в том, что почва, на которой они произрастают, бедна на питательные вещества, вот и приходится этим растениям питаться другим способом.

К ним относятся росянка, генлисея и другие.

Почему деревья сбрасывают листья на зиму?

Осень — очень красивая пора, во многом благодаря разноцветным листьям, которые опадают на землю и создают прекрасный пёстрый ковёр. Собирая с малышом листочки для гербария, расскажите ему, почему так происходит.

Читайте также:  Поделка из ватных дисков на тему весна

Ребёнок уже знает, что с поверхности листьев испаряется влага. Но зимой корням очень трудно добыть воду из почвы, так как она замерзает. Чтобы предотвратить потерю жидкости, деревья и кусты попросту избавляются от листьев и впадают в спящее состояние.

К тому же, сбрасывая листья, деревья защищаются от повреждений ветвей. Ведь зимой может выпасть много снега, который нагибает их. На листьях снега было бы ещё больше, что может вызвать поломку веток.

Растения — наши соседи и друзья

Чем больше знает вам малыш об окружающем мире, тем больше он понимает, что его нужно беречь. Кроме этого, благодаря интересным занятиям и опытам ребёнок сможет:

  • понять целостность мира и зависимость всех видов жизни друг от друга;
  • с пониманием относиться к тому факту, что некоторых растений нужно избегать;
  • удовлетворить свой познавательный интерес.

Надеемся, что после занятий и бесед с вами малыш полюбит и заинтересуется биологией. А это хорошие предпосылки для успешной учёбы в школе. До скорых встреч!

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-ustroeny-rasteniya-biologiya-dlya-doshkolnikov/

Строение и жизнь растений

Жизнь — биологический качественно особенный вид движения материи.

Растение — живой организм и, соответственно, ему присущи все основные признаки живого:

  • обмен веществ и энергии,
  • питание,
  • дыхание,
  • рост,
  • развитие,
  • движение,
  • раздражительность,
  • размножение,
  • саморегуляция,
  • самовосстановление,
  • приспособление к изменениям условий среды.

Замечание 1

Одним из основных признаков проявления жизни есть процесс обмена веществ и энергии.

Самым сложным процессом образования веществ (ассимиляции) является фотосинтез, а распада (диссимиляции) — дыхание.

Определение 1

Обмен веществ и энергии — это сложный комплекс процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоение организмом, распад с выделением энергии и выведение из организма.

Растение способно размножаться, расти, реагировать на меняющиеся условия благодаря постоянному обмену и превращению веществ и энергии. В организм постоянно поступают одни вещества, проходят в нём цикл превращений.

Одновременно конечные продукты обмена выводятся из организма.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции — образования специфических для организма сложных биологических веществ из более простых и диссимиляции — распада сложных соединений, образующих тело, на более простые вещества.

Изучаем жизнь растения

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Зелёные растения благодаря наличию солнечной энергиисв процессе фотосинтеза способны продуцировать из простых неорганических веществ сложные органические соединения.

В организм растения постоянно поступают необходимые вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение — это питание растения.

Для осуществления фотосинтеза, кроме световой энергии, необходимы углекислый газ и вода. Углекислый газ поступает через щели устьиц эпидермиса листка к основной хлорофиллоносной ткани, а образованный в процессе фотосинтеза кислород выводится наружу.

Воздушное питание растений происходит благодаря процессу превращения солнечной энергии в энергию химических связей. В результате процесса фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза, которая потом преобразуется в основное запасное вещество растений — крахмал. В результате этого процесса выделяется свободный кислород.

Во время дыхания наоборот поглощается кислород и высвобождается углекислый газ.

Процесс фотосинтеза происходит с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на потребности организма).

Значит, процессы фотосинтеза и дыхания противоположны друг другу, но и одновременно взаимосвязаны.

Кислорода во время фотосинтеза высвобождается значительно больше, чем используется растением во время дыхания, потому зелёные растения — основной источник атмосферного кислорода.

Определение 2

Питание — это процесс поступления в организм питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности, и их усвоение

Питание является звеном процесса обмена веществ. Без этого процесса невозможна жизнедеятельность, ведь организму необходима энергия для нормального функционирования. Растение растёт и развивается благодаря поступлению из почвы через корневую систему минеральных веществ.

Пример 1

Каждый химический элемент по-своему влияет на процессы развития в растительном организме: Нитроген (азот) ускоряет рост вегетативной массы (стебель, листья), Калий и Фосфор позитивно влияют на образование цветов и плодов, другие элементы, которые необходимы в меньшем количестве, так же влияют на определённые процессы в развитии растения.

Существуют два типа питания: автотрофный и гетеротрофный.

Автотрофное питание — это синтез органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца. В процессе такого синтеза в организме растений вырабатывается кислород. Часть выработанного кислорода необходима растениям для процесса дыхания, а остальной газ поступает в атмосферный воздух.

Необходимым условием фотосинтеза есть наличие света, углекислого газа и воды. Воду растения получают преимущественно из почвы (минеральное питание), углекислый газ — из атмосферного воздуха (воздушное питание). Углерод углекислого газа есть основой для образования молекул всех органических веществ.

В процессе фотосинтеза в хлоропластах зелёных растений под влиянием света молекулы воды разлагаются и выделяется кислород. Скорость фотосинтеза зависит от внешних факторов: освещённости, температуры воздуха, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), наличия воды.

Оптимальные условия для фотосинтеза — температура + 20—25°С и достаточная влажность почвы.

  • Гетеротрофы питаются готовыми органическими веществами.
  • Среди гетеротрофов есть паразиты и сапротрофы.
  • Паразиты — организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов.
  • Сапротрофы используют для питания органические вещества отмерших организмов.
  • Одновременно в листьях происходят ещё две важные жизненные функции — дыхание и испарение воды (транспирация).

Определение 3

Дыхание — сложный процесс усвоения организмом растения атмосферного кислорода и выделения углекислого газа.

Дыхание один из основных процессов обмена, который обеспечивает беспрерывную связь организмов с окружающей средой средой. Во время дыхания происходит окисление органических веществ и освобождается связанная в них энергия. Эта энергия используется растениями для обеспечения жизнедеятельности.

Во время дыхания растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. На дыхание растений влияют и климатические факторы окружающей среды.

Интенсивность дыхания , которую можно измерить по количеству кислорода, что вдыхается и количеством углекислого газа, что выдыхается, в разных частях растения неодинакова. Самой высокой интенсивностью дыхания отличаются молодые органы, которые быстро растут.

В местах интенсивного роста клетки быстро делятся и растут. Для этого им необходимы питательные вещества и много энергии, которая в растениях высвобождается с участием кислорода, поступившего в результате дыхания.

Наиболее интенсивно дышат генеративные органы, менее интенсивно — листья, слабо — стебель и корни. Сухие семена дышат очень слабо, во время набухания и прорастания дыхание его усиливается в сотни и тысячи раз. С окончанием активного роста растений дыхание их органов ослабевает.

Определение 4

Испарение воды растениями (транспирация) — это выделение водяного пара сквозь устьица, чечевички и т. п.

Вода испаряется всеми частями растения, но наиболее интенсивно это осуществляют листья. Скорость испарения регулируют устьица. Через систему межклеточников водяные пары попадают в щели устьиц и сквозь них выводятся наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листа, хотя она и незначительна.

Благодаря транспирации понижается температура организма растения, что предотвращает перегревание. Так же важнейшая роль испарения воды в обеспечении беспрерывного восходящего потока водных растворов минеральных солей от корня к надземным органам.

Все жизненные процессы растения происходят лишь при наличии воды. Основная масса воды, поглощаемой растениями, испаряется, и лишь незначительное её количество используется непосредственно для образования органических соединений.

От температуры, влажности воздуха и ветра зависит скорость транспирации.

Если влажность воздуха высокая — интенсивность испарения замедляется (даже может совсем прекратиться), а при усилении ветра и повышении температуры воздуха скорость испарения значительно усиливается.

Определение 5

Рост — это количественное увеличение размера, поверхности, объёма, массы живого организма или его частей за счёт поступления питательных веществ.

Растение растёт на протяжении всей жизни, и рост его органов очень заметен. Что касается деревьев, то они растут в вышину и в толщину, иногда достигая огромных размеров. Молодые деревья растут быстрее, чем старые.

Рост осуществляется за счёт деления и роста клеток. Быстрее всего делятся и растут клетки на кончике корня и верхушечной части побегов. Корни и стебли растений растут своей верхушкой.

Рост в толщину осуществляется благодаря делению клеток камбия.

Изменения происходят с растениями на протяжении всего их существования, и они хорошо заметны. Из семени прорастает росток. Его питание сначала обеспечивается запасом питательных веществ, содержащихся в семени.

Позже он может самостоятельно поглощать питательные вещества из внешней среды.

В процессе роста потребности растения в питательных веществах увеличиваются, поскольку всё больше их используется на формирование вегетативных органов, а потом — органов размножения.

Определение 6

Развитие — это качественные изменения, которые происходят в отдельных органах и во всём организме.

Количественные и качественные изменения взаимосвязаны, то есть рост и образование разных специальных образовательных тканей, которые выполняют определённые функции организма (дифференциация).

Для нормального роста и развития необходим доступ света, влаги, питательных веществ, активное дыхание.

Растения способны к движениям, конечно, очень медленным, но, тем не менее, такие движения постоянно происходят. Если комнатное растение разместить на окне, то оно повернётся к свету. В том случае, если вазон отодвинуть, растение поворачивается таким образом, чтобы быть повёрнуты к свету.

Пример 2

Соцветия подсолнуха поворачивают свои соцветия по ходу солнца. А вот цветы душистого табака закрыты утром и днём, а наступлением сумерек раскрываются. Интересно, что цветы большинства растений всегда распускаются в одно и то же время.

Например, цикорий раскрывает цветы с 7 часов утра, а ещё раньше — в 5 — 6 часов раскрывает соцветия одуванчик.
Удивительные метаморфозы можно наблюдать на поляне, покрытой цветущими одуванчиками.

С утра она покрыта золотистыми соцветиями, а с наступлением вечера или после дождя она становится зелёной — соцветия закрываются.

Все, без исключения, живые организмы способны к размножению. Не исключением являются и растения. Растениям присущи два вида размножения — семенное и вегетативное.

Вегетативное размножение осуществляется частями стеблей, корней и листья.

Семенное размножение сложнее, потому что оно проходит фазы цветения, опыления, оплодотворения, образования семян и плодов, распространения их в окружающей среде.

Определение 7

Раздражительность — это способность живых организмов изменять свою жизнедеятельность под влиянием действия внешних факторов (раздражителей).

Этот процесс характерен как для животных, так и для растительных организмов. Раздражительность растениям необходима как приспособление к изменчивым условиям существования.

Пример 3

Мимоза стыдливая имеет сложные листья (состоят из многих пластинок). Обычно листочки мимозы выпрямлены, но если приблизиться к листкам или дотронуться до них пальцем — они складываются и прижимаются к черешку листка.

Замечание 2

Процессы функционирования растительного организма изучает отрасль биологии — физиология растений.

Взаимосвязь органов в растительном организме

Замечание 3

Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и функционируют как единое целое. Если нарушится функция или строение одного из органов, то это сразу же отображается на работе других частей организма растения в целом.

У растений питание осуществляется и из почвы и из воздуха. Именно почвенное питание осуществляется путём всасывания корневой системой из грунта растворов минеральных солей.

Повреждение и отмирание корня не только нарушит закрепление растения в грунте, но и сделает невозможным поглощение им из почвы растворов минеральных солей.

Листок — орган, который есть основным местом образования органических веществ из неорганических. Без таких соединений не смогут расти и развиваться клетки растений, их ткани, органы — весь организм в целом.

Строение листка идеально приспособлено для осуществления этой функции.

Клетки основной ткани листка (хлоренхимы) в хлоропластах содержат зелёные пигменты хлорофиллы, благодаря которым и состоится процесс фотосинтеза.

Замечание 4

Фотосинтез — основная функция листа.

Но листья и стебли нуждаются ещё и в минеральных веществах, которые в виде водного раствора поступают из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань (флоэма и ксилема), которая поддерживает постоянную связь между подземными и надземными органами.

В организме растения органические вещества перемещаются и превращаются во всех её органах и клетках. Таким образом, осуществляется рост растения. При этом накопляются органические вещества в плодах, семенах, в корневой системе, в подземных и надземных органах.

Читайте также:  Украшение окна к рождеству

В организме растения беспрерывно осуществляются процессы жизнедеятельности. Как и любой другой организм, растению для дыхания необходим кислород. Специальных органов дыхания у растений нет, а осуществляется процесс дыхания через поверхность органов (и вегетативных и генеративных). То есть дыхание у растений происходит во всех органах и клетках.

Все органы работают согласованно благодаря специальным веществам, которые вырабатываются растением — фитогормонами.

Эти соединения образуются в специальных клетках, а потом, благодаря работе элементов проводящих тканей попадают в другие, и там проявляется их направленное действие.

Одни фитогормоны ускоряют деление и рост клеток, другие — тормозят их, регулируют прорастание семян, рост почек, образование цветов, плодов и т. п.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/botanika_-_nauka_o_rasteniyah_chto_izuchaet_botanika/stroenie_i_zhizn_rasteniy/

Жизнь растений

Все живое производит новую жизнь, то есть размножается. Это относится и к большинству растений, которые дают цветы и семена. Семена затем превращаются в новые растения. Этот естественный цикл перехода от семени к растению, к цветку, к семени происходит в природе постоянно.

Семя

От семени к растению

Семена содержат питательные вещества. Они необходимы, чтобы вырастить первый корешок, росток и листочки. Этот первый рост называется прорастанием.

Разветвленная корневая система уходит глубоко в почву. Оттуда растения получают такие необходимые им вещества, как нитраты*, минеральные соли и воду.

Внутри побегов, корней и листьев есть два вида трубочек, которые разносят воду и питательные вещества по всему растению. Ксилемы — это трубочки, которые несут воду от корней к листьям. Флоэмы — это трубочки, по которым проходят питательные вещества от листьев к другим частям растения.

Цветы

Большинство цветов появляются в определенное время года. Они дают новые семена. У цветов есть мужские и женские части. Некоторые растения имеют те и другие части в одном цветке, а некоторые — только мужские или только женские цветы.

Пыльники являются мужскими частями цветка. Они вырабатывают много мельчайших частичек пыльцы. Женская часть цветка называется завязью. В ней находятся семяпочки, которые формируют яйцеклетки.

Для того чтобы цветок дал семена, нужно, чтобы его яйцеклетка пришла в соприкосновение с частицами пыльцы. Этот процесс называется опылением. Растения опыляются по-разному.

У таких растений, как злаки, цветы невзрачной окраски. В них образуется легкая пыльца, которая разбрасывается ветром. Цветы опыляются, если пыльца с цветка такого же вида попадает на них.

Растения с ярко окрашенными цветами выделяют сладкий сок, называемый нектаром. Когда насекомые пьют его, то касаются пыльников, пыльца прилипает к ним. Если пыльца переносится на Другой цветок того же вида, то он опыляется.

После опыления семяпочки формируют новые семена, которые разбрасываются растениями. Если семена попадают в благоприятные условия, то начинают расти, и Цикл повторяется снова. Различные растения по-разному разбрасывают свои семена.

Рост

В разные периоды растения растут по-разному, то есть с разной скоростью. В умеренных зонах активнее всего они растут весной и летом В тропиках лучше всего они растут в сезон дождей, когда

Многие маленькие растения живут всего один сезон. Они однолетние. Растения дают семена и погибают.

Другие растения, такие как деревья и кустарники, живут много лет и дают семена каждый год.

Деревья

Каждый год на всех деревьях появляются новая листва и цветы. 

Такие деревья, как дуб, имеют маленькие, невзрачные цветки, ветер переносит их пыльцу на другие дубы. У фруктовых деревьев большие яркие цветы. Их пыльцу часто переносят насекомые.

Ствол дерева делается толще и мощнее каждый год, и дерево растет, делается выше и толще. Грубая кора покрывает ствол и ветви. Она предохраняет слой нежной флоэмы.

Глубже флоэмы находятся кольца ксилемы, называемые годовыми. Кольца показывают возраст дерева, так как каждое кольцо соответствует одному годовому приросту. Самые старые слои ксилемы находятся в середине ствола.

Источник: https://www.what-this.ru/nature/plants/life_of_plants.php

"Дерево жизни" — самое уникальное в мире растение по своим целебным свойствам

Это уникальное растение способно нормализировать гормональный фон, предотвратить перепады настроения, избавить от большинства заболеваний! Вы должны знать о нем больше!

Приходилось ли вам ранее слышать о «дереве жизни»? Это уникальное растение бесценно для человечества. Упоминания о нем сохранились в манускриптах и письменах, тысячелетней давности. Сегодня миллионы людей используют это целебное растение, добавляя его в чай, принимая в виде добавок.

В 2008 году Национальный институт здравоохранения признал морингу растением года, так как «это растение имеет потенциал,позволяющий возместить сразу несколько масштабных экологических проблем». Моринга содержит много антиоксидантов и питательных веществ.

Это является основной причиной того, что исследования ученых в основном сосредоточены на том, как с ее помощью можно лечить болезни. Примерно каждая часть растения может быть использована, поэтому моринга считается универсальным растением.

Во всем мире, растение используется для лечения серьезных заболеваний, включая:

  • Рак
  • Диабет
  • Анемия
  • Артрит и ревматизм
  • Аллергия и астма
  • Запор, боли в желудке и понос
  • Эпилепсия
  • Хронические головные боли
  • Сердечные заболевания и гипертония
  • Камни в почках
  • Расстройства щитовидной железы
  • Низкое половое влечение
  • Бактериальные, грибковые, вирусные и паразитарные инфекций

Поэтому, чтобы дать представление о том, какими питательными веществами обладает моринга, вот самые интересные факты:

1. В моринге содержится в два раза больше белка, чем в кефире.
2. В растении в четыре раза больше витамина А, чем в моркови.
3. В три раза больше калия, чем в бананах.
4. Содержания кальция в 4 раза выше, чем в коровьем молоке.

5. Витамина С в 7 раз больше, чем в апельсинах.

Вы пробовали морингу? Вот почему вы обязаны добавить ее в свой рацион!

Моринга растет в тропических местах по всему миру: от Гималаев до Индии.

содержит более Многие люди называют ее «чудо-растением» из-за неисчерпаемого потенциала, источника сытости и лекарства ото многих болезней.

Согласно докладу, опубликованному в Азиатско-Тихоокеанском журнале профилактики рака, моринга содержит незаменимые аминокислоты, фитонутриенты, каротиноиды и антибактериальные соединения.

Воспаление может стать причиной многих проблем в организме, но моринга может бороться с ним благодаря особым соединениям. Присутствуют в растении и витамин C, бета-каротин, кверцетин, полифенолы. Эти соединения помогают снизить риски для определенных типов раковых заболеваний, высокого кровяного давления и других хронических болезней.

В 2014 в исследовании, опубликованном в журнале пищевой науки и технологии, сообщались поразительные результаты. Исследователи отобрали 90 женщин в возрасте от 45-60 лет, чтобы проверить, какой эффект может обеспечить моринга в постменопаузе.  Результаты показали, что добавки с морингой обеспечили заметное увеличение антиоксидантов в организме.

Моринга содержит значительное количество белка и триптофана, который помогает организму вырабатывать гормон под названием серотонин. Это растение может также помочь уменьшить усталость, избавиться от депрессии, перепадов настроения, бессонницы.

Как использовать «дерево жизни»

Сушеные листья моринги.  В листьях в наибольшем количестве содержатся антиоксиданты, поэтому их применение наиболее результативно. Чаще всего из листьев моринги заваривают чай, причем в таком виде не теряются целебные свойства.

Семена моринги. Стручки и цветы отличаются высоким содержанием эфирных белков и жирных кислот.

Масло моринги. Используется преимущественно в косметологии в виде основного компонента в кремах и лосьонах.

Источник: https://fithacker.ru/articles/derevo-zhizni-samoe-unikalnoe-v-mire-rastenie-po-svoim-tselebnyim-svoystvam/

Удивительная жизнь растений

03.09.2018

Растения – живые существа. Это утверждение отсылает нас к сказкам с дубами-колдунами и говорящими яблонями, к фантазийным ходячим деревьям, к детским маминым наказам не обрывать листочки – «ведь деревцу тоже больно». Но только не к действительности как таковой. Живой для нас – это с головой, глазами, руками и ногами. Тот, что дышит, ест, чувствует и размножается: такой же как мы или во многом похожий на нас. Мы привыкли считать, что жизнь – это активное движение,  и оно не доступно растениям, они для этого слишком просты. Однако учёные утверждают, что растениям доступно гораздо больше. И они не так просты, как кажутся.

Если доверять статистике, то растения – полноправные хозяева нашей планеты, ведь им принадлежит бóльшая доля всего живого на Земле – 80% от общей биомассы. Животные представляют 0,3%, а человечество и того меньше – около 0,01%. Такие данные приводит National Geographic.

Растения появились на Земле на сотни миллионов лет раньше человека. И сейчас, совершив кругосветное путешествие, можно встретить деревья, возраст которых достигает нескольких тысяч лет.

Например, в шведской провинции Доларна растёт ель, возраст которой оценивают в 9550 лет.

Одной из гигантских секвой, «генералу Шерману», увидеть которую можно в Калифорнийском национальном парке минуло 2500 лет и прожить она может, как минимум, ещё столько же.

Это не самая высокая и не самая древняя секвойя, но зато самая большая и тяжёлая. В 1938 году её массу оценили в 1910 тонн. Это в 1,5 раза больше массы синего кита, крупнейшего из всех животных.

В Африке растут гигантские тысячелетние баобабы. В Шотландии – старейший тис. А в Индии – Великий баньян, одно дерево похожее на небольшой лес площадью 1,5 гектара.

Подобный, только намного больше, лес, выросший из одного растения, из тополя осинообразного, есть и в штате Юта в США. Зовут его Пандо. По сути, это колония генетически идентичных деревьев с общей корневой системой, занимающей площадь в 43 гектара.

Зародился он из малого семени 80 тысяч лет назад и сейчас весит порядка 6000 тонн. Это самый древний и самый тяжёлый единый живой организм на нашей планете – ничего более уникального биологи ещё не встречали.

Возможно ли до конца понять его жизнь?

Лес как храм

Если ваша бабушка не была знахаркой или родители учёными-ботаниками, то скорее всего вы знаете о жизни растений очень мало. Школа не балует нас знаниями сопряжёнными с жизнью.

Уроки биологии могли бы быть куда интереснее и давать больше проку, если бы их преподавали люди, живущие на природе, в согласии с природой, тонкочувствующие и умеющие слышать «голоса» земли, трав, воды, птиц и зверей, раскрывшие в себе память многих поколений. Ну или увлечённые исследователи, страстные экспериментаторы.

Мне всегда было любопытно, кто человеку рассказал о целебных свойствах растений: какая травинка при какой болезни помогает, куда её нужно прикладывать, в каком количестве употреблять внутрь? Неужели наши любознательные предки проводили опыты на себе и своих близких? Или ставили опыты на мышах? Наблюдали за больными животными, которые, получается умнее человека? А может это более развитые инопланетяне поделились с нами своими знаниями?

Да просто, когда человек ощущал себя частью природы, а не её властелином, он имел с ней глубокую связь, мог видеть и слышать гораздо больше, нежели теперь, обособившись и отгородившись от неё стенами офисов и экранам телевизоров.

С растениями разговаривали, задавали им вопросы и получали ответы, объясняли им для каких целей срывают и просили прощения за лишение жизни. Тогда сорванная травинка могла принести бóльшую пользу и исключить возможный вред. И это не сказки, это быль, механизмы действия которой учёные начали раскрывать буквально совсем недавно.

Раньше земли славян и многих других народов были пронизаны заповедными, священными лесами и рощами. Те, что уцелели до наших дней, вошли в состав заповедников — Кавказского, Кроноцкого, Сохондинского, Алтайского, Северо-Осетинского. Это были первые храмы, без стен, без священнослужителей и их писаний.

Читайте также:  Цветы из бумаги на день матери

В эти храмы приходили очиститься от тяжёлых дум, наполниться тишиной и миром, получить помощь в благом деле, исцелиться от болезни, решить важные вопросы. Здесь совершались обряды, торжества и советы старейшин. В таких рощах не рубили деревьев, не мусорили, не собирали хворост и не ругались.

К деревьям относились с большим почтением и заботой.

Лесной храм был порталом в храм Души – место, где происходят все священнодействия.

Когда на Руси насаждалось христианство и происходила подмена понятий, церкви строили прямо в священных рощах, чтобы завлечь людей в лоно религии. Но Бог от этого ближе не стал. Зато люди постепенно начали отдаляться от Природы и от самих себя. Перестали ведать, стали верить. А потом и исследовать – заново открывать забытое.

Медленные животные вверх ногами

  • Так мы долгое время верили, что растения созданы в угоду человеку: для насыщения воздуха кислородом, а желудка едой.
  • Но пытливые учёные умы, возможно черпающие вдохновение из бабушкиных сказок, решили пойти дальше и узнали много удивительного из жизни растений.
  • «Растения – это просто очень медленные животные», – такой вывод сделал профессор из колумбийского университета Джек Шульц.

Растения не бездвижные существа. Да, они не могут запросто перейти с одного места на другое, но двигаться они ещё как могут. Только очень медленно. Потому, чтобы это увидеть, необходимо наблюдать за растениями в течение длительного времени. Проще, конечно, если наблюдать будет видеокамера, а потом вы посмотрите запись в ускоренном режиме. Многие так и делают.

Растения не умеют убегать от опасности и догонять еду, зато воспринимают магнитные поля, статическое электричество, акустические волны и ультрафиолетовое излучение. Уловить изменения в природе и отреагировать на них они способны гораздо раньше животных. Получается, растения более чувствительны.

Корни — это самая важная их часть. Они слабо изучены из-за своей подземельной скрытности и труднодоступности, однако составляют, как минимум, половину всей массы растения.

Ещё Чарльз Дарвин называл корни мозгом растения, его познающей частью, которая собирает, анализирует поступающие сигналы и в связи с этим направляет движения наземной части. Получается, что растение – это как будто животное вверх ногами. Становится понятно, что таким образом далеко не убежишь.

Эксперименты Бакстера

Несколько десятков лет назад об этих экспериментах писали газеты всего мира, в том числе и в 1972 году московская газета «Известия», а следом за ней ежемесячник «Наука и религия» и научно-популярный журнал «Знание – сила». Эксперименты Бакстера положили начало цепочке исследований и новой отрасли знаний.

Итак, однажды опытному американскому полиграфологу, Кливу Бакстеру, пришла в голову оригинальная идея – подсоединить датчики «детектора лжи» к драцене, стоящей на подоконнике. Он хотел посмотреть какова будет реакция растения на поливку.

По логике прибор должен был зафиксировать снижение сопротивления и повышение электрической проводимости насыщенных водой листьев растения. Но произошло обратное – полиграф зафиксировал понижение электропроводности растения. Это было похоже на реакцию человека на кратковременное стимулирование его чувств.

Неужели растение чувствует? Тогда Бакстер решил пригрозить драцене, чтобы вызвать более сильную реакцию. А именно – он решил поджечь один из её листиков. Только представив как подносит зажжённую спичку, исследовать обнаружил  сильный всплеск на приборе.

Когда же он подошёл со спичками к растению, последовал второй всплеск. Напрашивался вывод: растения не просто чувствуют – они читают мысли.

Затем Бакстер открыл коробок, достал спичку и, не зажигая её, поднёс к листу – притворился, будто собирается сжечь его. Но растение никак на это не отреагировало. Оно каким-то образом отличало реальную угрозу от мнимой. Растения умеют думать и распознавать.

Следующий опыт с растениями показал, что они реагируют на гибель живых клеток. Исследователь обнаружил это, когда поранил палец и смазывал его йодом, подключенное к полиграфу растение немедленно проявило активность. Таким же образом оно отреагировало и в тот момент, когда Бакстер размешивал ложку варенья в стаканчике с йогуртом.

Оказывается, содержащийся в варенье консервант убивал кисломолочные бактерии йогурта. Та же картина и со смертью бактерий в раковине, когда включали очень горячую воду. Это звучит фантастично, но лишь потому, что мы не привыкли думать о том, что всё живое наделено сознанием, «клеточным сознанием, как выразился медик-бактериолог Говард Миллер.

Бакстер выдвинул гипотезу наличия у растений так называемого «глубинного восприятия» — восприятия за пределами известных человеку органов чувств.

Полученные опытным путём результаты и сделанные выводы впоследствии подтверждались много раз этим и уже другими учёными.

Было обнаружено, но не нашло никаких логических объяснений то обстоятельство, что растение чувствует своего хозяина и реагирует на его мысли на любом расстоянии. Будь то соседняя комната или другой город, будь он один или в шумной толпе.

В 2003 году Клив Бакстер издал книгу, названную «Первичное восприятие: биокоммуникация с растениями, живыми продуктами и клетками человека», которая явилась первым исчерпывающим отчётом его работы. 

Растения запоминают

Биологи университета в Клермонте провели опыт, который при желании может повторить каждый. Они посадили зёрнышко и, когда из земли появился росток с первыми двумя листочками, расположенными симметрично, один листок несколько раз надкололи иголкой. Растению как бы давали понять – в той стороне, откуда пришли уколы, таится для него опасность.

Через несколько минут оба листка удаляли. Теперь у растения не оставалось травмированной ткани, которая напоминала бы ему, с какой стороны была угроза. Побег продолжал расти, пускал новые листья, ветки, бутоны. Но только сам его ствол и вся листва были направлены прочь от той стороны, откуда когда-то были нанесены уколы.

Спустя многие месяцы цветок явно помнил, что с ним когда-то произошло.

Эксперимент английского биолога Л. Уотсона показал, что растения запоминают не только факты вредительства, но ещё и опознают самого вредителя. Двум сотрудникам лаборатории были даны разные задания. Один ежедневно поливал цветок герани, взрыхлял землю, ласково с ним общался – проявлял доброту и заботу.

Другой же, наоборот, с угрюмым видом издевался над цветком: ломал ветки, колол иголкой листья, жёг их огнем. Присутствие «благодетеля» полиграф отмечал всегда ровной прямой линией. Но стоило в комнату войти «злодею», как  на графике появлялись резкие пики: цветок опознавал обидчика.

Если же в комнату в этот момент входил «благодетель», пики сразу сменялись прямой линией, тревога уходила: ведь он мог защитить от «злодея».

С растениями можно договориться

Широко известный американский селекционер Лютер Бёрбанк вывел 1260 новых, улучшенных форм съедобных растений, таких как знаменитый картофель «Burbank», слива без косточек, ежевика без колючек, а также множество растений «для глаз» — например, голубой мак, георгины с запахом магнолии и другие.

Одно из самых любопытных его творений – плодоносящий кактус без колючек.

Оказывается кактусы могут быть не просто съедобными, но и даже конкурировать с апельсинами. Для людей это лакомство, а уж для животных и подавно. Одна беда — прежде чем насладиться их вкусом, придётся пострадать от их больших и мелких колючек.

Бёрбанк мечтал превратить безплодные американские пустыни в кормовые поля. И на решение этой задачи он потратил больше шестнадцати лет.

 После долгих тщетных попыток добиться успеха биологическим путём селекционер начал разговаривать с растением, уговаривать его и просить. И уговорил. Кактус поверил, что колючки ему больше не нужны, что ему нечего бояться и от любой опасности он получит защиту.

Кто знает, какие именно слова употреблял Лютер Бёрбанк, но то, что слово имеет силу, а растение «уши», стало ярчайшим фактом.

Лесная социальная сеть

Сюзанн Симар, профессор экологии леса на факультете лесничества и сохранения природыУниверситета Британской Колумбии убеждена, что:

«Каждое дерево под землёй соединено со всеми другими во «всемирную сеть корней». Через это соединение они разговаривают друг с другом, а потом ведут себя определённым образом».

В таком объединении большую роль играет грибница, она представляет собой своеобразный «электрический кабель», через который информация о наличии воды или о нападении насекомых из одного конца леса в короткие сроки способна достичь другого его конца. А порой и не просто информация, но и «посылки». Корни деревьев и грибы находятся в тесном сотрудничестве: дерево снабжает грибы сахарами, а гриб извлекает из почвы минеральные вещества и питает ими корни деревьев.

Сьюзен Симанд рассказала, что когда одно дерево в качестве эксперимента лишали возможности забирать воду из почвы, но при этом все его связи с другими деревьями сохранялись, — оно выживало годами. Это означает, что «соседи» не бросали «товарища» в беде, а делились с ним водой и питательными веществами.

В одном из опытов флорентийского биолога Стефано Манкузо учёные наблюдали, как незадолго до смерти дугласия отправила по корневой системе большое количество органических веществ жёлтой сосне неподалёку – будто оставила наследство.

Немецкий лесничий Петер Вольлебен наблюдая за деревьями, пришёл к выводу, что между ними бывает нечто вроде дружбы:

«Деревья-партнёры переплетаются корнями и внимательно следят за тем, чтобы их кроны не мешали друг другу расти, в то время как случайные деревья, не питающие никаких особых чувств к своим соседям, всегда стараются захватить себе побольше жизненного пространства. При этом дружба может возникать и между деревьями разных видов».

Как видимо деревья ведут социально насыщенную жизнь. И вся эта жизнь происходит у нас под ногами, невидимая и ещё до конца не понятая.

«Почему деревья — настолько социальные существа? Почему они делятся едой с представителями своего вида, а иногда даже идут дальше, чтобы накормить соперников? – ставит вопросы Петер Вольлебен и отвечает на них, — Причина та же, что и в человеческом сообществе: быть вместе — это преимущество. Дерево — это не лес. Дерево не может установить свой местный климат — он находится в распоряжении ветра и погоды. Но вместе деревья образуют экосистему, которая регулирует жару и холод, сохраняет большой запас воды и генерирует влажность. В таких условиях деревья могут жить очень долго. Если бы каждое дерево заботилось только о себе, часть из них никогда бы не дожила до преклонного возраста. Тогда в шторм ветру было бы легче пробраться внутрь леса и повредить множество деревьев. Солнечные лучи достигли бы земного покрова и высушили его. В результате страдало бы каждое дерево.

Таким образом, для сообщества важно каждое дерево, и каждому лучше продлить жизнь настолько, насколько это возможно. Поэтому даже больные, пока не восстановятся, поддерживаются и подкармливаются остальными. В другой раз, возможно, всё изменится, и в помощи будет нуждаться то дерево, которое сейчас поддерживает других…

Дерево может быть настолько сильным, насколько силён лес вокруг него».

Внутренний мир растений – для нас ещё большая тайна, завесы с которой только-только начали снимать. Кто растения для нас? Кто мы для них? По-настоящему найти ответы на эти вопросы нам ещё предстоит. Но то, что всё окружающее нас живое и живёт своей необыкновенной жизнью, пока невидимой и в полной мере не воспринимаемой нами, становится ясно уже теперь.

Скачать книгу «Тайная жизнь растений», П.Томпкинс, К.Берд

Скачать книгу «Тайная жизнь деревьев. Что они чувствуют, как они общаются – открытие сокровенного мира», П.Вольлебен

  1. Скачать книгу «Трава», В.Солоухин
  2. © Екатерина Панкратова Методический центр «Древо Рода»
  3. Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: http://drevoroda.ru/interesting/articles/686/3022.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector